Четверг , 25 апреля 2024

Ефрем Зверьков.

До 21.02.2016 в Галерее Российской Академии Художеств.

Выставка произведений Ефрема Ивановича Зверькова (1921-2012) и  лауреатов конкурса пейзажной живописи им. Е.И.Зверькова. К 95-летию со дня рождения художника.

Ефрем Зверьков – имя выдающегося пейзажиста, составляющего славу изобразительного искусства России. Его творчество открыло новые пути в развитии  национального искусства второй половины ХХ  века.

Наследие мастера, создавшего свое направление национального пейзажа и ставшего знаковой фигурой в отечественном изобразительном искусстве,  прошло через десятилетия, сохранило ценность и истинную художественную значимость  среди множества течений и тенденций нашего времени.

За творческие достижения он был удостоен многих наград и званий:  народный художник СССР, академик Российской академии художеств, лауреат Государственных премий, Почетный гражданин Тверской области, член 8 Международных общественных академий.

Зверьков принадлежал к поколению «шестидесятников», среди которых было много участников Великой Отечественной войны. Они привнесли в искусство жизненный опыт фронтовых лет.

Война обостряла ощущение жизни, понимание подлинных ценностей, закаляла характер. Эти мастера, получив профессиональное образование  на рубеже 1940-1950-х годов, в период хрущевской «оттепели» активно и мощно входили в литературу, кинематограф, изобразительное искусство.

Е.И.Зверьков  окончил Московский государственный художественный институт  имени В.И. Сурикова. Его мироощущение формировалось под влиянием ярких личностей: Б.В. Иогансона, И.Э. Грабаря, С.В. Герасимова, Н.П. Крымова и особенно А.А. Пластова, с которым Зверькова связывала многолетняя дружба. Встреча с великими мастерами помогла молодому художнику осознать себя продолжателем национальной художественной традиции.

На выставке Е.И. Зверьков предстает как мастер натурного этюда. В 1950-е – 1960-е годы и позднее художник много работает на родной Тверской земле, в Переславле-Залесском, Подмосковье и на Севере.

Живопись с натуры, пленэр были подлинным увлечением художника. На этюды он ездил в любое время года. Именно работа на пленэре способствовала истинному постижению национальной природы.

Кроме того, этюдная живопись была своеобразной лабораторией художника.  То новое, что позднее проявлялось в его больших пейзажах-картинах, часто  разрабатывалось в этюдах.

Проникаясь атмосферой «шестидесятых», он  брался за решение новых творческих задач. В наследии мастера —  произведения близкие по сути,  зарождающемуся в эти годы «суровому стилю».

Однако чаще всего художник обращался к созданию импрессионистических пейзажей. Зверьков, мастерски владеющий пленэром, работал быстро, энергично, темпераментно.

Писал маслом на картоне, бумаге, холсте широкой плоской кистью. Без предварительной прорисовки  смело, объемно  и обобщенно он лепил форму  открытым мазком, звучным цветом.

Цвет всегда имел важное значение в создании образного строя его произведений. Ранние работы живописца характеризуются монументальностью решения, активностью цветовой гаммы. Вместе с тем,  в пластической моделировке деревенских домов, деревьев нет отвлеченной условности. Все изображения реалистичны и характерны.

Этюдные работы мастера отличаются продуманностью композиционных  и ритмических  построений, убедительностью колористических решений, тоновых отношений, контрастов светлого и темного. Требовательность к себе, к своему творчеству  всегда была присуща художнику.

Однако Зверьков писал далеко не каждый мотив природы, а только тот, который находил отклик в его душе. Тонкий и проникновенный живописец, он мог целыми  днями  ходить в поисках  «своего пейзажа».

Художник  уникального лирического  дарования любил писать первозданную, не тронутую человеком природу. Со временем развивалось чувство восприятия бесконечной красоты мироздания, профессиональные задачи и  приемы словно уходили на второй план, уступая место глубокому авторскому замыслу.

Обреталась та высокая форма и широта образного содержания,  которая характерна для произведений Зверькова. Современники отмечали особую философию, музыкальность, поэзию его пейзажной живописи. В  лучших произведениях мастера происходило таинственное перевоплощение реальности в бытийное, вечное.

Важную роль в художественной жизни страны второй половины ХХ века сыграла более чем полувековая масштабная общественная деятельность Е.И.Зверькова.

В 2006 году у мастера возникает замысел проведения Конкурса пейзажной живописи. Эта инициатива нашла поддержку у Н.Г.Сиротиной, замечательного художника и  директора Тверского художественного училища имени А.Г.Венецианова.

Так начиналась история ежегодного  конкурса, который помог выявить и поддержать многих молодых талантливых художников.

В 2015 году в Тверском  художественного колледже имени А.Г.Венецианова с успехом прошел десятый Конкурс пейзажной живописи имени Е.И.Зверькова. Работы лауреатов конкурса также представлены в экспозиции.

Выдающийся мастер всегда с особым вниманием относился к творчеству молодых, много делал для развития высокого нравственного потенциала новых поколений, продолжения великих традиций изобразительного искусства  нашей страны.

 

 

Информация (на 02.02.2016):

Галерея Российской Академии Художеств.

Адрес: улица Пречистенка, дом 21 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры»)

Время работы: вторник с 12:00 до 22:00, со среды по субботу с 12:00 до 20:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость входных билетов – 80 рублей.

Смотреть еще

Пётр Козорезенко Философия воображения Российская Академия Художеств

Пётр Козорезенко. Философия воображения.

С 29.11 до 17.12.2023 в Российской Академии Художеств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *