До 21.02.2016 в Галерее Российской Академии Художеств.
Выставка произведений Ефрема Ивановича Зверькова (1921-2012) и лауреатов конкурса пейзажной живописи им. Е.И.Зверькова. К 95-летию со дня рождения художника.
Ефрем Зверьков – имя выдающегося пейзажиста, составляющего славу изобразительного искусства России. Его творчество открыло новые пути в развитии национального искусства второй половины ХХ века.
Наследие мастера, создавшего свое направление национального пейзажа и ставшего знаковой фигурой в отечественном изобразительном искусстве, прошло через десятилетия, сохранило ценность и истинную художественную значимость среди множества течений и тенденций нашего времени.
За творческие достижения он был удостоен многих наград и званий: народный художник СССР, академик Российской академии художеств, лауреат Государственных премий, Почетный гражданин Тверской области, член 8 Международных общественных академий.
Зверьков принадлежал к поколению «шестидесятников», среди которых было много участников Великой Отечественной войны. Они привнесли в искусство жизненный опыт фронтовых лет.
Война обостряла ощущение жизни, понимание подлинных ценностей, закаляла характер. Эти мастера, получив профессиональное образование на рубеже 1940-1950-х годов, в период хрущевской «оттепели» активно и мощно входили в литературу, кинематограф, изобразительное искусство.
Е.И.Зверьков окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Его мироощущение формировалось под влиянием ярких личностей: Б.В. Иогансона, И.Э. Грабаря, С.В. Герасимова, Н.П. Крымова и особенно А.А. Пластова, с которым Зверькова связывала многолетняя дружба. Встреча с великими мастерами помогла молодому художнику осознать себя продолжателем национальной художественной традиции.
На выставке Е.И. Зверьков предстает как мастер натурного этюда. В 1950-е – 1960-е годы и позднее художник много работает на родной Тверской земле, в Переславле-Залесском, Подмосковье и на Севере.
Живопись с натуры, пленэр были подлинным увлечением художника. На этюды он ездил в любое время года. Именно работа на пленэре способствовала истинному постижению национальной природы.
Кроме того, этюдная живопись была своеобразной лабораторией художника. То новое, что позднее проявлялось в его больших пейзажах-картинах, часто разрабатывалось в этюдах.
Проникаясь атмосферой «шестидесятых», он брался за решение новых творческих задач. В наследии мастера – произведения близкие по сути, зарождающемуся в эти годы «суровому стилю».
Однако чаще всего художник обращался к созданию импрессионистических пейзажей. Зверьков, мастерски владеющий пленэром, работал быстро, энергично, темпераментно.
Писал маслом на картоне, бумаге, холсте широкой плоской кистью. Без предварительной прорисовки смело, объемно и обобщенно он лепил форму открытым мазком, звучным цветом.
Цвет всегда имел важное значение в создании образного строя его произведений. Ранние работы живописца характеризуются монументальностью решения, активностью цветовой гаммы. Вместе с тем, в пластической моделировке деревенских домов, деревьев нет отвлеченной условности. Все изображения реалистичны и характерны.
Этюдные работы мастера отличаются продуманностью композиционных и ритмических построений, убедительностью колористических решений, тоновых отношений, контрастов светлого и темного. Требовательность к себе, к своему творчеству всегда была присуща художнику.
Однако Зверьков писал далеко не каждый мотив природы, а только тот, который находил отклик в его душе. Тонкий и проникновенный живописец, он мог целыми днями ходить в поисках «своего пейзажа».
Художник уникального лирического дарования любил писать первозданную, не тронутую человеком природу. Со временем развивалось чувство восприятия бесконечной красоты мироздания, профессиональные задачи и приемы словно уходили на второй план, уступая место глубокому авторскому замыслу.
Обреталась та высокая форма и широта образного содержания, которая характерна для произведений Зверькова. Современники отмечали особую философию, музыкальность, поэзию его пейзажной живописи. В лучших произведениях мастера происходило таинственное перевоплощение реальности в бытийное, вечное.
Важную роль в художественной жизни страны второй половины ХХ века сыграла более чем полувековая масштабная общественная деятельность Е.И.Зверькова.
В 2006 году у мастера возникает замысел проведения Конкурса пейзажной живописи. Эта инициатива нашла поддержку у Н.Г.Сиротиной, замечательного художника и директора Тверского художественного училища имени А.Г.Венецианова.
Так начиналась история ежегодного конкурса, который помог выявить и поддержать многих молодых талантливых художников.
В 2015 году в Тверском художественного колледже имени А.Г.Венецианова с успехом прошел десятый Конкурс пейзажной живописи имени Е.И.Зверькова. Работы лауреатов конкурса также представлены в экспозиции.
Выдающийся мастер всегда с особым вниманием относился к творчеству молодых, много делал для развития высокого нравственного потенциала новых поколений, продолжения великих традиций изобразительного искусства нашей страны.
Информация (на 02.02.2016):
Галерея Российской Академии Художеств.
Адрес: улица Пречистенка, дом 21 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры»)
Время работы: вторник с 12:00 до 22:00, со среды по субботу с 12:00 до 20:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.
Стоимость входных билетов – 80 рублей.