До 17.03.2016 Галерея «Триумф» в ЦВЗ «Манеж».
Термиты – первые живые существа на Земле, которые начали строить «здания» 200 миллионов лет назад. Их биогенные структуры, созданные из слюны и песка и высохшие на солнце, напоминают холмы или каминные трубы. Этот мир покоится на спрессованных структурах, более прочных, чем бетон.
Дмитрий Булныгин через медиум видео, ассоциированный со скульптурой, обращаясь к типологии жилья термитов, интересуется его органичными формами так же, как и существованием их мира: он применяет принципы термитника к московской архитектуре.
Среди архитектурных и орнаментальных излишеств в эклектичном образе Москвы художник создает видео скульптуры – «термитники», используя выборку современных зданий, строившихся в период с 1930-х годов до наших дней. Результатом становится компактная архитектура, иногда напоминающая сталагмит, а иногда – что-то наподобие пудинга.
Сталинская высотка разливается нео-барочной округлостью: расширение преувеличенно подчеркнуто снизу, обращение к материалу – через массу и упразднение углов, формы приобретают губчатую и пещеристую фактуру, т.к. «термитники» полностью состоят из складок.
Материал, выбранный для драпировки – баннерная ткань. Обычно она используется для временного покрытия реконструируемых фасадов в Москве, а здесь является проекционной поверхностью для выражения мечты о величественной архитектуре, воплощенной в мраморных небоскребах или бетонных башнях.
Художник пересматривает эстетический язык жилища, от помпезных академических орнаментов – к импровизированной юрте, устроенной между двумя стульями. Поверхность баннера выступает в качестве медиума для переноса видео городских огней на «термитники». Тогда живописный пейзаж и временное убежище соседствуют друг с другом.
Складкой ткани мы драпируем сооружение – то, что должно быть спрятано, – чтобы защитить (его или себя) от посторонних глаз или заморозков. Так, эта обёртка оказывается в промежуточной зоне между утаённым и раскрытым, между жильем и руинами.
Складчатые, усыхающие термитники сообщают о редукции мира. Изменение масштаба создает образ пустого или разрывающегося кокона, окаменелости или ископаемого, несущего в себе отпечаток органического.
Эта оболочка также напоминает саван и отсылает к процессу погребения, когда вуаль становится тем пределом, который изолирует от внешнего мира. В сценографии видео инсталляции островки света – «термитники» – повествуют о раздробленности мира.
Они появляются на темном фоне. Проецируемый здесь архитектурный идеал не оставляет ничего снаружи, снаружи – небытие. Фасад – это экстерьер без интерьера, залитый светом, испещренный слепыми и закрытыми окнами.
Изолированность «термитника» приводит к восприятию его как фрагмента мира во всех его вариациях, возносит похвалу эфемерности, вибрациям любого одушевленного существа, но также и постоянству всех вещей.
Луиз Морин
Информация (на 05.01.2016):
Центральный выставочный зал «Манеж»
Адрес: Манежная пл., 1 (ближайшие станции метро «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая»)
Время работы выставки: ежедневно с 12:00 до 22:00, выходной – понедельник.
Стоимость билета на выставку Дмитрия Булныгина: взрослые – 300 рублей, льготный – 50 рублей.