Писатели глазами скульпторов 20 века.

До 27.03.2015 в Третьяковской галерее на Крымском валу.

В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Чтобы зрители получили возможность воспринимать скульптуру как самостоятельный вид изобразительного искусства, один из залов постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу всегда занят только произведениями пластики.

Камерные выставки, которые проводятся здесь, отражают сквозные сюжеты, актуальные для скульпторов XX века. Тема новой сменной экспозиции – образы писателей и поэтов – приурочена к году литературы.

Со времен античности считалось, что одна из главных задач скульптуры – запечатлевать облик выдающихся людей своего времени. К их числу, безусловно, относятся поэты и писатели, оказавшие значительное влияние на культуру и общественно-политическую мысль России.

Экспозицию составят произведения 1910–1980-х годов: модели памятников и портреты классиков русской литературы XIX и начала XX века.

Если писатель и скульптор были современниками, то портреты могли делаться с натуры. С опорой на личные впечатления и воспоминания авторов создавались скульптуры Л.Н.Толстого, М.А.Горького, В.В.Маяковского.

Жанр скульптурного шаржа, видимо, возможен только как прижизненный портрет. Исключительно редкий пример такого рода – В.Я.Брюсов работы Н.И.Нисс-Гольдман.

В ретроспективных изображениях художники использовали прижизненные портреты XIX века. Создавая образ А.Н.Островского, скульпторы ориентировались на портрет русского драматурга работы В.Г.Перова 1871 года, а в скульптуре С.Т.Конёнкова ощутима связь с портретом Ф.М.Достоевского, написанным В.Г.Перовым в 1872 году.

Экспозиция построена по принципу сопоставления трактовок образа одного и того же писателя разными скульпторами, чтобы подчеркнуть различия в восприятии личности литератора.

Зрителям демонстрируются вариации иконографической интерпретации образов А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, В.Я.Брюсова, В.В.Маяковского.

Так, Л.Н.Толстого обычно изображают маститым старцем, и среди посмертных изображений почти не встречаются его портреты в более молодом возрасте.

Больше иконографического разнообразия в изображениях А.М.Горького, выделяются два типа образов: молодой Горький-романтик и зрелый Горький-реалист.

Доминирующей в портретах А.С.Пушкина оказывается тема поэтического вдохновения.

Облик В.В.Маяковского ассоциируется с поэтом-трибуном, слово которого способно привлечь огромные массы. Сравнение модели памятника и портретного бюста выявляет различия в камерной и монументальной трактовке образа.

Выражаю благодарность пресс-службе Государственной Третьяковской галереи за предоставленные материалы. Все права на изображения защищены, использование без согласия правообладателя – запрещено.

 

 

Информация (на 09.10.2015):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу, зал 24.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10. Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник

Стоимость билетов – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.

 

Смотреть еще

Третьяковская галерея Выставка Русская и грузинская средневековая живопись в наследии Адольфа Овчинникова

Русская и грузинская средневековая живопись в наследии Адольфа Овчинникова.

С 21.12.2023 до 14.04.2024 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *