Павел Блуднов – из рассказа «Как я пишу картину»:
«Друзья спрашивают: как я пишу картину? Для меня не существует понятия «этюд картины». Для меня существует понятие «произведение, творчество, вложение энергии».
Для меня не существует понятия «малая форма или большая форма» произведения. Есть небольшие картины голландских художников, они драгоценны и великие, а есть огромные холсты или скульптуры, кроме раздражения ничего не вызывающие и не несущие заряд энергии художника.
Итак, хочу написать натюрморт «Цветы».
Цветы – это символ. Они, как всё живое, имеют начало жизни, расцвет, увядание и смерть. Всё, что я сейчас говорю, – это бред. Да и живопись моя тоже бред. Чем больше пишешь, тем больше понимаешь, что если не трогает – не пиши, не любится – не люби.
Но если вдруг что-то останавливает, и не один день, и не один месяц или год, значит надо смотреть. Начинаю смотреть и думать, что меня трогает, например, в ирисе.
Ирис – древнейший цветок (цветок-радуга), изысканность, строгость, насыщенность цветов. Нежность стеблей, почти эфемерность. Движение лепестков неповторимо.
Начинаю ставить букет. Синие ирисы. И пишу синие ирисы. Они должны быть синие, эти ирисы. И если я написал их синим – натюрморт получился. Вот и всё.
А вот что подкладываю рядом с синим, сколько оттенков желтого, оранжевого в этом синем – это профессиональная работа и забота художника.
Великие мастера учили: больше смотри, не трогай холст кистью, пока не поймёшь, что хочет сказать, чем восхищаешься. Если клюёт и увидел, что сможешь убедить зрителя, пишу быстро, энергично, то есть тащу удачу во всю силу, и тут не важно, сколько ушло крепких слов, сколько потерял зубов в челюсти.
Я обязан взять удачу. И я её беру иногда. Вот так и пишу картину».
Павел Блуднов – из рассказа «Поездки за рубеж и по стране»:
«Однажды в деревне Дубровицы, что на Академической даче, я увидел невысокого старика, страстно жестикулирующего огромной кистью и энергично ударяющего ею по холсту. Затем, отойдя метра на полтора, посмотрев довольно долго на холст, быстро хватал его и тер об снег.
Затем снова, поставив работу на этюдник, энергично махал огромной метлой-кистью. Чтобы не испортить его дело, не спугнуть художника, я попятился и ушел… Так я увидел как работает великий мастер Виктор Сорокин.
Однажды мне пришлось поспорить с другим народным художником. Я находился на реке Мсте и писал. День был весенний, солнечный радостный. Писал берёзы и тень на снегу, и тёмную воду реки. И вот этот художник сделал мне замечание, что тень написана не с той стороны.
Я его попросил сказать «раз». Он недоуменно посмотрел, но сказал «Раз». Затем я его попросил сказать «два». Он уже раздраженно сказал «Два!».
Чтобы дальше не нервировать, пришлось сказать без паузы, что, пока он говорил «раз» и «два», солнце повернулось, и тени сдвинулись, и цвет поменялся, и если бы я гонялся за точностью расположения теней, я бы ничего не успел написать.
Следовательно, картина моя – это условность, я радуюсь, я вижу эту радость, и я обязан передать эту радость зрителю.
Зритель не будет считать количество теней, не будет считать количество ветвей и стволов. Он не должен их просто видеть отдельно. Он видит радость и если видит, значит, художник свою работу выполнил».
Искусствовед В.П.Цельтнер
«Картины Павла Блуднова – это праздник полноты и радости жизни. Его кисти присуща удивительная сила, широта и энергия…
Его живопись как будто совершается и формируется на ваших глазах, и вы сами становитесь свидетелем трепета становления и существования натуры на его холстах. Вам как будто открывается, как он работает, где он сказал вдруг себе: «Стоп», – зная, что работа не закончена, не доведена до сухого академизма, не «долизана».
Она не имеет в себе школьного, традиционного завершения – того академического завершения, которое насильственно требовалось от советских художников на протяжении многих лет.
Творчество Павла Блуднова лежит между классическим реализмом и экспрессионизмом. В его картинах всегда поражает внутренняя свобода и раскованность, позволяющая художнику так полно и так ярко выразить свою индивидуальность. Он яркий и самобытный мастер, виртуозно владеющий цветом, тоном и фактурой холста».
Выражаю благодарность дочери художника Ирине Приходько (Блудновой) за предоставленные материалы.
БЛУДНОВ Павел Борисович – Галерея произведений (78 изображений) >>
Павел Блуднов. Цвет города. Живопись, графика – выставка в Доме Гоголя на Никитском бульваре – сентябрь 2015 >>
Был я знаком с Павлом Борисовичем.Бывал на его ежегодных выставках в ЦДХ.Жалею,что мало успел обо всем переговорить с ним как автор с автором.С радостью приобрел бы его последний альбом.
С уважением Валерий Сапонов
Был я знаком с Павлом Борисовичем.Бывал на его ежегодных выставках в ЦДХ.Жалею,что мало успел обо всем переговорить с ним как автор с автором.С радостью приобрел бы его последний альбом.
С уважением Валерий Сапонов