Е.И.РУБАНОВА
Е.И.Рубанова родилась 15 февраля 1942 в эвакуации, в маленьком чувашском городке Марпосаде (Мариинский посад) в семье известного московского художника Иосифа Рубанова.
Училась в студии отца при ДК «Каучук», в МСХШ (1953-1961). Закончила МВХПУ имени С.Г.Строганова, защитив с отличием диплом в 1968 году.
С 1965 года принимает участие в московских и всесоюзных выставках, состоялось несколько персональных выставок Е.Рубановой, в т.ч. в 2008 году в ВЗ МСХ в Старосадском переулке, по результатам которой известный искусствовед А. И. Морозов написал статью «Чувство жизни и образы живописи», выдержки из которой публикуются ниже:
********
«Елене Рубановой абсолютно чуждо влечение к риторической демонстративности выражения, равно как и к натуралистической иллюзорности.
Её образы захватывают живым дыханием формы, ритмическим взаимодействием её элементов, напряжением крупных цветовых пятен, бегом линий, – всё это моменты органически индивидуальные для каждого портретируемого.
Индивидуальный характер пластики ощущается и в тех случаях, когда Рубанова композиционно фрагментирует натуру. В её портретах головы как бы скульптурно вписываются в прямоугольное пространство холстов таким образом, что глядя на них мы, кажется, можем домыслить фигуру в целом и позу, естественную для данной модели.
Своей энергичной пластикой портретные изображения глубоко созвучны пейзажным работам автора.
Деревья или кусты, к примеру, любимой художником цветущей сирени, воссозданы кистью так, будто они развиваются, иной раз буквально вскипают всеми своими ветвями и листьями. Неприметное в натуре, средствами пластики произрастание их делается для нас очевидным.
В нём словно присутствует пульсация объективной, извечной силы жизни; разлитая в природе и остро ощутимая в живописном пейзаже, она передаётся зрителю. Так было от века в искусстве, которое мы называем классическим.
И к этому сумела прикоснуться Елена Рубанова. Тайну созвучия живописи с живой природой знал Иосиф Рубанов – вслед за великими «русскими сезаннистами» начала прошлого века; это знание сохраняла школа П.П.Кончаловского, Н.П.Крымова…
Никому из них Елена Рубанова не подражает, как не пытается она и стилизовать приёмы исторической живописной классики. Но это классическое – или языческое, – свободное от доктрин и идеологий, древнее и вечно новое чувство жизни щедро присутствует в пейзажах Рубановой.
Им, собственно говоря, отмечены и её портреты, хотя здесь творческая ситуация складывается более сложно. При любых оттенках характеристики, диктуемых правдой натуры, её персонажи исполнены внутренней силой, убеждённой и убедительной для зрителя личностной самодостаточностью.
Человек как он есть видится художником своего рода непререкаемым проявлением жизни. Идея эта, наверное, исповедуется по преимуществу интуитивно, но именно ею продиктована и одухотворена активная пластика портретов Рубановой.
Ещё раз скажу: жизнеподобие её образов не натуралистическое, это волевой и пластический выбор автора. Кстати, волевое самостояние личности оказывается и центральной темой собственных автопортретов Елены, оно неизменно фиксируется в самые разные периоды её жизни, от юности и до сего дня».
Александр Морозов