В.Г. ПЕРОВ
(1833(34) – 1882)
Василий Перов – один из самых значительных мастеров русского реалистического искусства второй половины 19 века, ключевая фигура в понимании творчества художников-шестидесятников.
В своих ставших хрестоматийными произведениях он отразил наиболее характерные тенденции художественного и эстетического развития и злободневные вопросы, волновавшие современное ему общество.
Уже в ранних картинах Перова появились столь характерные для него острые темы и сатиры, художественная критика увидела в нём прямого наследника Федотова. Однако Перов не просто продолжил начатый П.Федотовым жанр социальной сатиры, он внёс в бытовую картину новое содержание.
Ирония обратилась у него в сарказм, а в изображении жизни простого народа прозвучали глубоко трагические ноты. Сатирик и обличитель, Перов станет певцом обездоленных и бесправных, станет «истинным поэтом скорби».
Краткая пенсионерская поездка в Париж не сбила Перова с выбранного им пути, на парижских улочках он искал все те же народные типы, постигал жизнь и нравы простых горожан. А когда понял, что теряет время, что предназначение его в другом и герои будущих его картин ждут его дома, в России, досрочно вернулся на родину, можно сказать сбежал из Европы.
Столь популярные «сюжетные» Перова – яркая примета искусства 1860-1870-х годов, они вызывают прямые ассоциации с поэзией Некрасова или драмами Островского. «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проводы покойника», «Тройка», «Гитарист-бобыль» и многие другие шедевры художника – в каждом из них заключена целая история, вы читаем эти повествования и узнаем характеры и судьбы героев.
Чистосердечный, бескорыстный человек, Василий Перов был в высшей степени наделен способностью сочувствовать, по его же собственным словам, «всем бедным, больным и угнетенным, всем тем, которым нужно утешение, а еще более помощь»
Закономерно в связи с этим и обращение художника в поздний период своего творчества и непосредственно к евангельским образам. Обличая в своих сатирических полотнах ханжество и лицемерии современных церковников, Перов имел возвышенное представление о первоначальном, подлинном христианстве, как о «небе чистых душ» (Э.Ренан).
При этом в страданиях Христа и древних святых художник чтил как бы первообраз тех безвинных людских страданий и бедствий, которые окружали его в современной действительности.
При всем богатстве достижений отечественной портретной живописи, лучшие из созданных Перовым портретов – явление уникальное, как по степени влияния на дальнейшие судьбы этого жанра в России, так и по общественно-этической значительности их содержания, картинной ёмкости, глубине проникновения в тайну своеобразия человеческой личности средствами живописи.
Характеристики личности, созданные им в портретах А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, В.И.Даля, настолько верны и соответствуют духу творчества этих писателей, что иными их трудно и представить.
Нельзя не отметить и выдающуюся педагогическую деятельность Перова в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где им была воспитана целая плеяда выдающихся мастеров, составивших гордость отечественной культуры. И каждый из этих художников в своих воспоминаниях напишет слова благодарности и признательности своему учителю.
Василий Григорьевич Перов родился 23 декабря 1833 (4 января 1834) года в городе Тобольске. Сын (добрачный) тобольского прокурора барона Г.К.фон Криденера и мещанки А.И.Ивановой. Записан в документах под фамилией крестного отца – Васильева.
«Перов» – прозвище, данное будущему художнику в детстве за успехи в чистописании и в дальнейшем ставшее его фамилией.
Детские и юношеские годы провел в основном в Нижегородской губернии, где его отец, отставленный от службы, служил управляющим в помещичьих имениях.
Учился в Арзамасской школе живописи А.В.Ступина (1846-1849). С 1853 по 1861 годы Перов обучался в Москвском училище живописи и ваяния у Е.Я.Васильева, А.Н.Мокрицкого, М.И.Скотти и С.К.Зарянко.
За картину «Приезд станового на следствие» (ГТГ) в 1858 награжден большой серебряной медалью, за картину «Первый чин» (Посольство Республики Иран в Москве) в 1860 награжден малой золотой медалью, за картину «Проповедь в селе» (ГТГ) награжден ИАХ большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки ха границу.
В конце 1862 года посетил Берлин, Дрезден и Дюссельдорф, с начала 1863 жил в Париже. Осенью 1864, посетив Италию, Перов досрочно вернулся в Россию, несмотря на то, что срок пенсионерского содержания продлевался ИАХ в 1864 и 1866.
За картины «Тройка» (ГТГ) и «Приезд гувернантки в купеческий дом» (ГТГ) в 1866 Перов был удостоен звания академика. В 1870 за картины «Птицелов» (ГТГ) и «Странник» (ГТГ) получил звание профессора.
Жил в Москве, неоднократно совершал поездки по России – в Нижний Новгород и Арзамас (1871), на Украину (1872), в Рязанскую губернию (1875). В 1873 году совершил путешествие по Поволжью, на Урал и в Оренбургскую губернию для изучения типов и написания этюдов с натуры для картины о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.
Преподавал в классах живописи МОЛХ (1871-1872) и МУЖВЗ (1871-1882). Среди его учеников – А.Е.Архипов, С.В.Иванов, Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, И.И.Левитан, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин. Инициатор возобновления ученических выставок МУЖВЗ.
Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Входил в правление ТПХВ, но в 1877 году вышел из состава ТПХВ. Член МОЛХ (с 1862), входил в состав комитета МОЛХ, неоднократно участвовал в конкурсах МОЛХ и ОПХ и получал первые премии за представленные работы.
Автор воспоминаний и художественных литературных произведений, большая часть которых была опубликована при жизни художника.