До 18.08.2015 в Галерее «Открытый Клуб».
На самом деле главнейшая художественная проблема современности – не отсутствие «школы» или исчерпанность банка изобразительных приёмов, когда кажется, будто всё уже было.
Нас ещё пока есть кому учить, а банк, по счастью, неисчерпаем: глубину пространства и вариации цвета ни исследовать, ни передать до конца не возможно.
Чем изощрённее глаз, тем глубже смысл. В другом проблема-то. Во времени.
В сути, в запахе, во вкусе эпохи, облекающей нас. Человек неизменен, но способы кодировки реальности меняются от столетия к столетию.
Как не повторяясь, выразить вот-сейчас-происходящее, притом что XX век действительно дал попробовать всё на свете, – непонятно.
Но ещё сложнее, должно быть, переработать в себе чужой прошлый опыт, уроднить его себе, ибо только так можно будет от него отказаться.
И молодой художник, конечно, ищет способы пробиться сквозь толщи созданного, чтобы со временем нащупать и вытянуть – своё.
Замечательно, что существуют экспериментальные площадки, позволяющие фиксировать текущий этап поисков, потому что в случае Дарьи Коноваловой и Натальи Ситниковой, как и во многих других, лет через пять всё уже будет совсем по-другому, а как – сегодня понять невозможно.
Но на текущий момент попытка Дарьи Коноваловой «поднять» графические фантазии, например, Жоана Миро над плоскостью и показать их в объёме означает на самом деле огромное желание распознать, руками нащупать тот начальный импульс, который побудил Миро видеть вот так и вот это создавать.
Дарья Коновалова двигается не «по следу» авангарда, но назад, к его истоку, справедливо полагая, что только там хранится зерно искусства XXI века, не проросшее пока, ни через кого из мастеров не явленное.
Та же самая идея, кажется, лежит в основе сделанного Натальей Ситниковой. Наталья ищет ту же самую «точку возврата», от которой начнётся будущее.
Цвет, свободный от формы, цвет самодовлеющий, материальность, вещество краски, пластичной, текучей, застывающей на глазах, податливой и неподвластной, – что всё это может дать сознанию и руке?
Сами художницы очень точно сформулировали концепцию совместной выставки «Сегменты»: «собирание сегментов переходит в их соединение, соединение требует точку опоры, точка опоры находит равновесие, равновесие рождается при расстановке акцентов, акцент требует цвета, цвет формы, форма динамики, динамика переходит в комбинаторику, а та в свою очередь делится на сегменты».
И вспоминается Осип Мандельштам, утверждавший, будто в культуре «вчерашний день ещё не родился». Так и русский авангард пока лишь ожидает рождения — в восприятии тех, кому предназначен.
Быть может, его время не за горами.
Вера Калмыкова
Информация (на 14.08.2015):
Галерея «Открытый Клуб»
Адрес: ул. Спиридоновка, дом 9/2 (вход со двора). Ближайшие станции метро «Баррикадная», «Тверская» и «Пушкинская».
Время работы: вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье – с 16:00 до 22:00, понедельник и среда – выходные дни.
Посещение галереи – бесплатно.