В поисках потерянного звука. Шум и синтез.

До 05.07.2015 в ГРАУНД Песчаная и ГРАУНД Ходынка.

Выставка рассказывает об истории развития электронной музыки и о роли России в становлении мировой музыкальной технологии.

Период 1910-х – начала 1930-х был, вероятно, самым плодотворным временем в истории звукового экспериментаторства в России.

Терменвокс, шумовые оркестры, орнаментальный и бумажный звук, вычислительные методы синтеза звука, – это только некоторые советские эксперименты в области музыкальных технологий, пионерами которых становятся художники, актеры, кинорежиссеры и поэты, создавшие концепции и методы, опережавшие время на десятилетия, способные стать фундаментом будущей технологии и культуры.

На смену революционной утопии 1920-х приходят новые реалии тоталитарной эпохи 1930-1940-х. Ликвидация независимых творческих объединений, ужесточение цензуры и репрессии приводят к полному прекращению новаторства и эксперимента уже к концу 1940-х.

Всё талантливое, что было, вопреки обстоятельствам, создано в эпоху Сталина, обязано происхождением предшествовавшему времени. Живя в условиях культурной и информационной изоляции СССР 1970-х, конструкторы занимаются копированием успешных западных технологий.

Ирония истории заключается в том, что значительная часть этих технологий обязана своим появлением русской эмиграции и, не в последнюю очередь, идеям изобретателей, совершивших культурный прорыв в революционные 1920-е годы,

Они почти неизвестны в мире и совершенно забыты в России, так до сегодняшнего дня и не сумевшей воспользоваться ни одним из блестящих технических решений, рожденных творцами-одиночками.

Экспозиция раскрывается в двух независимых направлениях: «ШУМ» (ГРАУНД «Песчаная») – искусство звука и шумовая музыка и «СИНТЕЗ» (ГРАУНД «Ходынка») – технология синтеза звука и первые синтезаторы.

*******

Экспозиция «Шум» впервые дает панорамную картину шумовой культуры до того периода, когда шум стал одновременно языком новой академической музыки и экспериментальной рок-музыки.

В экспозиции будут представлены все сохранившиеся артефакты шумовой Атлантиды – образцы инструментов и их реконструкций, документы, фотографии, ноты, редкие кинокадры.

В числе самых значительных революций в искусстве 20 века шумовая культура занимает особенное место – она связывает пласты народной и цирковой традиций, театра и музыки авангарда, раннего джаза и пролетарской самодеятельности, музыкального изобретательства и прикладного звукооформления спектаклей и кино.

Эти и другие линии шумового искусства причудливо пересеклись в первой половине столетия, но все еще не были представлены во всем своем многообразии.

*******

Экспозиция «Синтез» посвящена истории технологий синтеза звука, первым в мире синтезаторам, открываясь разделом Льва Термена – советского изобретателя электронного музыкального инструмента “Терменвокс”.

Раздел электронных музыкальных инструментов посвящен аппаратам, созданным в СССР и Европе под влиянием идей Термена.

В разделе графического звука можно будет ознакомится с уникальным изобретением наших соотечественников – методом графического звука, основаным на создании искусственной графики звуковой дорожки кинофильма.

Раздел синтезаторов включает в себя секции, посвященные изобретателю Роберту Мугу, начавшему свою карьеру с постройки терменвокса, Джону Эпплтону и первому цифровому синтезатору Synclavier, Петру Зиновьеву – внуку княгини Софьи Долгорукой, создателю легендарного синтезатора Synthi 100.

Все оригинальные инструменты, представленные здесь, являются действующими и будут демонстрироваться на протяжении выставки.

********

Выставка «В поисках потерянного звука. Шум и синтез» является продолжением серии экспозиций «Поколение Z».

Она основана на инструментах и документах из частных коллекций и архивов исследователей, родственников и друзей изобретателей: Марины Шолпо, Джона Эпплтона, Романа Дегтярева, Петра Зиновьева, Роберта Муга, Сергея Зорина, Александра Пленингера, Андрея Бочко, Лидии Кавиной, Андрея Смирнова, фондов Центра электроакустической музыки Московской государственной консерватории и подготовлена «Музыкальной лабораторией» при поддержке Политехнического музея.

 

В поисках потерянного звука. Шум и синтез.

 

Информация (на 27.05.2015):

Галерея-мастерская ГРАУНД Песчаная

Адрес: 4-я Новопесчаная улица, дом 23/7  (ближайшая станция метро «Сокол»).

Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 21:00, понедельник – выходной день

 

Галерея-мастерская ГРАУНД Ходынка

Адрес: улица Ирины Левченко, дом 2 (ближайшая станция метро «Октябрьское Поле»)

Время работы: среда – воскресенье с 11:00 до 19:00, понедельник и вторник – выходные дни.

 

Стоимость билетов: взрослые – 50 рублей, льготные категории-  20 рублей.

 

Смотреть еще

Дюгони и капибары. Галерея «Ходынка».

Дюгони и капибары.

С 17.05 до 16.06.2024 в Галерее «Ходынка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *