До 22.02.2015 в Галерее «Ковчег»
Не все московские районы оставили одинаковый след в отечественной культуре. Разумеется, по числу упоминаний лидирует Арбат – многократно воспетый в стихах и описанный в прозе, сотни раз запечатленный в рисунках и фотографиях.
Но даже и отдаленное от центра города Лианозово, с его нонконформистскими бараками, прочно прописалось в новейшей истории – сначала «другого», а по нынешним меркам, и вовсе искусства.
Расположенному по соседству, тоже на севере города, району Бескудниково повезло с «прославлением в веках» заметно меньше – даром, что и полноправной территорией столицы бывшая подмосковная деревня и сопредельный поселок оказались назначены только в середине августа 1960 года.
Исторически главная градообразующая достопримечательность здесь – построенная на рубеже ХХ века Савеловская железная дорога, некогда проложенная в двух верстах от деревни. К 1930-м рабочий поселок по соседству с железнодорожной станцией Бескудниково насчитывал восемь тысяч жителей, к концу 1950-х, началу знаменитой хрущевской «оттепели», число обитателей этих мест удвоилось.
Приращение городских территорий не могло обойтись без бурного строительства знаковых для своего времени «горизонтальных небоскребов» (определение писателя Эдуарда Успенского) – незамысловатых многоподъездных параллелепипедов, мелко нарубленных внутри на квартиры, так называемых «хрущевок».
В одной из таких квартир, где вход в две смежные комнатки был устроен через кухню, на улице Дубнинской – дом этот сейчас, разумеется, снесен – прожил всю свою творческую жизнь, с женой Верой, художник Александр Денисович Максимов.
Склонный к бытописанию, успешно осваивавший изобретенный им со товарищи жанр аранжировки русского лубка, Максимов оставил графические и живописные хроники жизни в Бескудниково времен 1960-х – начала 1990-х годов.
Спальный и одновременно индустриальный район, вроде бы лишенный особых достопримечательностей, благодаря Максимову оказался-таки в поле внимания ценителей искусства.
Мало того, базируясь в Бескудниково, Максимов совершал «набеги» то в Экспериментальную литографскую мастерскую на Верхней Масловке, где, вскоре по завершении учебы в Суриковском институте, он успешно осваивал технику литографии. То в собственную мастерскую – в столь же отдаленном от центра города районе Новогиреево.
Такие поездки «из пункта Б в пункт N», длившиеся иногда по два часа в один конец, нередко сами становились предметом изображения.
Автобус №206, не раз служивший Александру Максимову передвижной мастерской, колесит по Бескудниково и сегодня…
Сергей Сафонов
Информация (на 15.01.2015):
Галерея Ковчег
Адрес: улица Немчинова дом 12 (ближайшая станция метро «Тимирязевская»)
Часы работы: вторник-воскресенье с 11:00 до 21:00 , выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: 50 рублей