Четверг , 5 декабря 2024

Бывает сон как зренье… Памяти Владимира Яковлева.

До 28.01.2015 в Мультимедиа Арт Музее.

МАММ представляет персональную выставку Владимира Яковлева «Бывает сон как зренье…», посвященную 80-летию со дня рождения одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства.

Выставка включает около восьмидесяти работ 1950-х — 1990-х годов из собрания Фонда художника Владимира Яковлева.

Владимир Яковлев (1934—1998) — одна из самых светлых и вместе с тем трагических фигур неофициального искусства. Крупнейшие художники – Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Михаил Гробман — с огромной теплотой пишут о творчестве Яковлева, а поэты:  Геннадий Айги, Генрих Сапгир, Игорь Холин и другие — посвящают ему стихи.

Название выставки — «Бывает сон как зренье…» — цитата из стихотворения Геннадия Айги «К портрету работы Владимира Яковлева» (1965).

Владимир Яковлев родился в 1934 году в городе Балахне Горьковской области. Из-за войны, эвакуации и болезней он окончил только шесть классов школы. Уже в 1949 году, в возрасте 15 лет, он начал работать ретушером, фототекарем и фотографом в издательстве «Искусство» и, конечно, впитывал в себя все, что там издавалось.

Свой стиль и свою дорогу в искусстве Яковлев находит в конце 1950-х годов – после того как в Москву приезжает знаменитая выставка Пабло Пикассо (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1956) и выставка современного западноевропейского и американского искусства, проходившая в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957).

Именно тогда происходит встреча Яковлева с творчеством Пикассо, которая оказала на его индивидуальный стиль мощнейшее воздействие. В частности, под влиянием Пикассо – и сам Яковлев прямо говорил об этой взаимосвязи – в живописи и графике Яковлева появляется мотив кошки с птицей.

Сейчас та самая картина Пикассо «Кошка, схватившая птицу» (1939), которую Яковлев видел в Москве, находится в постоянной экспозиции Национального музея Пабло Пикассо (Париж).  На выставке в МАММ можно будет увидеть графическую работу Пикассо из собрания парижского музея – «Кошку, пожирающую петуха» (1953).

Вступив в диалог с мировыми художниками ХХ века, переосмысляя в своих произведениях огромные пласты художественной культуры (футуризм, кубизм, импрессионизм, пуантилизм), Владимир Яковлев показал себя достойным и самостоятельным собеседником.

«Прохаживаясь по истории модернизма и создавая произведения в духе Пауля Клее, Рене Магритта, Жоржа Сера, Амедео Модильяни, Джексона Поллока и Пабло Пикассо, Яковлев удивительным образом не впадает в подражание. Книга (в данном случае – история искусства) лишь повод для нового высказывания», – пишет художник Гриша Брускин в эссе, посвященном 80-летнему юбилею Яковлева.

Сходным образом об индивидуальности Яковлева говорил и художник Владимир Янкилевский: «Яковлев <…> являет собой классический пример художника-одиночки, подтверждая, что все достижения искусства – это достижения одиночек, а не школ и направлений».

Уже в 1960-е годы работы Яковлева собирали крупнейшие частные коллекционеры: Георгий Костаки, Евгений Нутович, Игорь Санович, Леонид Талочкин и другие. С конца 1960-х работы Яковлева представлены в музеях и галереях Европы и Америки, тогда как официальное признание его таланта в СССР произошло только в годы перестройки и позже.

Вследствие перенесенного в юности тяжелого заболевания (по другой версии – из-за занятий боксом, которым Яковлев некоторое время увлекался) к концу 1970-х годов Яковлев почти полностью потерял зрение, но продолжал работать.

«… Он смог увидеть очень важные вещи, которые замечал далеко не каждый полноценно видящий человек. Яковлев приспособился, что ли, к своему болезненному зрению и выработал свое собственное, “внутреннее” видение, компенсировавшее физический недостаток», – вспоминает  Янкилевский.

Помимо живописных и графических работ Владимира Яковлева, в выставку «Бывает сон как зренье…» вошло то немногое, что сохранилось от периода его увлечения фотографией и было сохранено Ольгой Игоревной Яковлевой, сестрой художника. Кроме того, на выставке демонстрируется фрагмент из фильма «Черный квадрат» (1988), в котором звучит живой голос Владимира Яковлева.

Выставка подготовлена в сотрудничестве с Фондом художника Владимира Яковлева. Фонд был основан в 1999 году друзьями художника и занимается изучением и популяризацией его творчества.

Фонд организовал несколько выставок и изданий, посвященных творчеству Яковлева, собрал обширный архивный материал и создал серьезную информационную базу для изучения наследия художника.

Выражаю благодарность пресс-службе Мультимедиа Арт Музея за предоставленные материалы. Все права на изображения защищены, воспроизведение без согласия правообладателей запрещено.

 

Стратегический партнер музея – компания RENAULT

Компания Renault

 

 

 

 

Информация (на 03.12.2014):

Мультимедиа Арт Музей

Адрес: ул. Остоженка дом 16 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» и «Парк Культуры Радиальная и Кольцевая»)

Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме  понедельника.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 150 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.

 

Смотреть еще

Советский киноплакат. 1950-1980-е годы. Дар семьи Карисаловых Мультимедиа Арт Музею. Нижегородский государственный художественный музей – Отдел «Русское искусство».

Советский киноплакат. 1950-1980-е годы. Дар семьи Карисаловых Мультимедиа Арт Музею.

С 21.06 до 28.07.2024 в Нижегородском художественном музее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *