До 28.01.2015 в Мультимедиа Арт Музее.
МАММ представляет персональную выставку Владимира Яковлева «Бывает сон как зренье…», посвященную 80-летию со дня рождения одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства.
Выставка включает около восьмидесяти работ 1950-х — 1990-х годов из собрания Фонда художника Владимира Яковлева.
Владимир Яковлев (1934—1998) — одна из самых светлых и вместе с тем трагических фигур неофициального искусства. Крупнейшие художники – Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Михаил Гробман — с огромной теплотой пишут о творчестве Яковлева, а поэты: Геннадий Айги, Генрих Сапгир, Игорь Холин и другие — посвящают ему стихи.
Название выставки — «Бывает сон как зренье…» — цитата из стихотворения Геннадия Айги «К портрету работы Владимира Яковлева» (1965).
Владимир Яковлев родился в 1934 году в городе Балахне Горьковской области. Из-за войны, эвакуации и болезней он окончил только шесть классов школы. Уже в 1949 году, в возрасте 15 лет, он начал работать ретушером, фототекарем и фотографом в издательстве «Искусство» и, конечно, впитывал в себя все, что там издавалось.
Свой стиль и свою дорогу в искусстве Яковлев находит в конце 1950-х годов – после того как в Москву приезжает знаменитая выставка Пабло Пикассо (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1956) и выставка современного западноевропейского и американского искусства, проходившая в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957).
Именно тогда происходит встреча Яковлева с творчеством Пикассо, которая оказала на его индивидуальный стиль мощнейшее воздействие. В частности, под влиянием Пикассо – и сам Яковлев прямо говорил об этой взаимосвязи – в живописи и графике Яковлева появляется мотив кошки с птицей.
Сейчас та самая картина Пикассо «Кошка, схватившая птицу» (1939), которую Яковлев видел в Москве, находится в постоянной экспозиции Национального музея Пабло Пикассо (Париж). На выставке в МАММ можно будет увидеть графическую работу Пикассо из собрания парижского музея – «Кошку, пожирающую петуха» (1953).
Вступив в диалог с мировыми художниками ХХ века, переосмысляя в своих произведениях огромные пласты художественной культуры (футуризм, кубизм, импрессионизм, пуантилизм), Владимир Яковлев показал себя достойным и самостоятельным собеседником.
«Прохаживаясь по истории модернизма и создавая произведения в духе Пауля Клее, Рене Магритта, Жоржа Сера, Амедео Модильяни, Джексона Поллока и Пабло Пикассо, Яковлев удивительным образом не впадает в подражание. Книга (в данном случае – история искусства) лишь повод для нового высказывания», – пишет художник Гриша Брускин в эссе, посвященном 80-летнему юбилею Яковлева.
Сходным образом об индивидуальности Яковлева говорил и художник Владимир Янкилевский: «Яковлев <…> являет собой классический пример художника-одиночки, подтверждая, что все достижения искусства – это достижения одиночек, а не школ и направлений».
Уже в 1960-е годы работы Яковлева собирали крупнейшие частные коллекционеры: Георгий Костаки, Евгений Нутович, Игорь Санович, Леонид Талочкин и другие. С конца 1960-х работы Яковлева представлены в музеях и галереях Европы и Америки, тогда как официальное признание его таланта в СССР произошло только в годы перестройки и позже.
Вследствие перенесенного в юности тяжелого заболевания (по другой версии – из-за занятий боксом, которым Яковлев некоторое время увлекался) к концу 1970-х годов Яковлев почти полностью потерял зрение, но продолжал работать.
«… Он смог увидеть очень важные вещи, которые замечал далеко не каждый полноценно видящий человек. Яковлев приспособился, что ли, к своему болезненному зрению и выработал свое собственное, “внутреннее” видение, компенсировавшее физический недостаток», – вспоминает Янкилевский.
Помимо живописных и графических работ Владимира Яковлева, в выставку «Бывает сон как зренье…» вошло то немногое, что сохранилось от периода его увлечения фотографией и было сохранено Ольгой Игоревной Яковлевой, сестрой художника. Кроме того, на выставке демонстрируется фрагмент из фильма «Черный квадрат» (1988), в котором звучит живой голос Владимира Яковлева.
Выставка подготовлена в сотрудничестве с Фондом художника Владимира Яковлева. Фонд был основан в 1999 году друзьями художника и занимается изучением и популяризацией его творчества.
Фонд организовал несколько выставок и изданий, посвященных творчеству Яковлева, собрал обширный архивный материал и создал серьезную информационную базу для изучения наследия художника.
Выражаю благодарность пресс-службе Мультимедиа Арт Музея за предоставленные материалы. Все права на изображения защищены, воспроизведение без согласия правообладателей запрещено.
Стратегический партнер музея – компания RENAULT
Информация (на 03.12.2014):
Мультимедиа Арт Музей
Адрес: ул. Остоженка дом 16 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» и «Парк Культуры Радиальная и Кольцевая»)
Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.
Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 150 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.