До 01.03.2015 в Фонде «IN ARTIBUS».
Живопись и графика художника из российских музеев и частных собраний.
Арт-пространство фонда IN ARTIBUS на Пречистенской набережной открывается выставкой, посвященной 90-летию со дня рождения Владимира Вейсберга (1924-1985).
В составе экспозиции восемьдесят восемь работ Владимира Вейсберга: живопись, рисунки и акварели – работы всех периодов. Большинство из них московские зрители увидят впервые.
Основное внимание организаторов выставки сконцентрировано на «белом» периоде художника: 1970-1980-е. К началу семидесятых окончательно формируются жанры его творчества, и иконография становится узнаваемой: натюрморт из белых предметов, портрет, обнаженная – тающие контуры объектов в самодостаточном пространстве, «очищенном» от всего лишнего.
В контексте отечественного искусства Вейсберг стоит особняком, не вписываясь в рамки профанированного официального искусства, и находя очень мало точек соприкосновения с творчеством коллег-нонконформистов.
«Общего у меня с современниками – только стена» – говорил художник, во время подготовки одной из выставок МОСХ. Его, колориста по преимуществу, отталкивало движение искусства к упрощению в сторону знака, какую бы нагрузку он ни нес – смысловую, символическую или эстетическую.
Сложность восприятия живописи Вейсберга породила вокруг художника ряд упрощающих, «сигнальных» определений – «московский метафизик», «русский Моранди», «белое на белом».
Все они касаются внешних сторон его творчества и, называя, не призваны ничего объяснять. Истина ближе: Владимир Вейсберг – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной программой было постижение ее законов.
Связь с искусством знаменитых старших современников – Моранди, Джакометти или Николсона оборачивается у Вейсберга демонстрацией его широчайшего живописного диапазона на примере иконографии современного искусства.
Его знаменитый «белый» – это следствие головокружительного усложнения цветовых отношений. Единственным манифестом Вейберга, живописца по призванию, темпераменту и образу жизни, стали его слова: «Я изучаю палитру».
Живопись Вейсберга – тот случай, когда информация о картине, будь то описание или репродукция, не в состоянии дать верного представления о предмете, его надо видеть своими глазами. Поэтому так важна каждая выставка.
Пространство IN ARTIBUS (архитектор Евгений Асс), предназначено для экспонирования искусства именно такого рода. Светлый зал с частым рядом высоких окон – идеальная среда для адекватного восприятия живописи, которая, как известно, создается при дневном свете.
На открытии была представлена монография Елены Хлопиной «Влюбленный в классическое искусство. Живопись В.Г.Вейсберга в традиции колоризма», давшая название выставке. В этом издании, осуществленном в 2009 году инициаторами фонда IN ARTIBUS опубликованы в том числе: теоретическая таблица Вейсберга «Классификация основных видов колористического восприятия», интервью с художником и каталог-резоне его работ.
Выставка сопровождается также великолепным каталогом.
*****
Организатор проекта – культурный фонд IN ARTIBUS, созданный в 2014 году по инициативе Инны Баженовой – издателя газеты «The Art Newspaper», мецената, коллекционера.
Культурный фонд IN ARTIBUS – некоммерческая организация, созданная с целью изучения и популяризации классического и современного искусства. Практические направления фонда – выставочная и издательская деятельность, поддержка культурных проектов.
В планах фонда – организация монографических выставок-исследований в сотрудничестве с государственными музеями, арт-центрами и частными коллекционерами в России и во всем мире.
Выражаю благодарность Агентству Art PR за предоставленные материалы. Все права на изображения защищены, использование без согласия правообладателя – запрещено.
Информация (на 28.11.2014):
Фонд «IN ARTIBUS»
Адрес: Пречистенская набережная, дом 17 (вход с Курсового переулка).
Время работы выставки: вторник – воскресенье с 12:00 до 209:00, понедельник – выходной день.
Вход свободный.