До 09.11.2014 в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке, дом 17
Произведения, представленные на выставке, охватывают более сорока лет творческой работы Юрия Соболева, что немногим меньше существования самого современного искусства в России. Стремление к современности и новаторству было жизненной стратегией художника, что во многом определило концепцию его творчества.
Идея объединения на одном развороте, одной обложке или в одном кадре произведений классического искусства и образов современного мира, столь популярная несколькими десятилетиями позже, пришла к нему очень рано и воспроизводилась художником в самых разных медиа. В оригинальной графике художника, на страницах журнала «Знание-сила», в эскизах к анимационному фильму режиссера Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» (1968), ежегоднике «Наука и человечество» (1962, 1963) и в других работах.
Своего апофеоза эти поиски достигли в полиэкранном слайд-фильме, подготовленном Юрием Соболевым совместно с режиссером Юрием Решетниковым для конгресса «Международного совета обществ промышленного дизайна» («ICSID»), проходившем в Москве в киноконцертном зале «Россия» в 1975 году.
Несмотря на технологическую и эстетическую революционность полиэкрана, в котором были задействованы 16 диапроекторов, «ICSID» был запрещен к показу на конгрессе как идеологически сомнительное произведение. На выставке в Ермолаевском переулке у зрителей будет возможность увидеть видеодокументацию амбициозного проекта, а также подготовительные материалы и схемы, объясняющие механизм работы уникальной конструкции.
Эксперименты в области новых медиа, происходили одновременно с развитием собственного пластического языка. В период работы в журналах «Декоративное искусство» и «Знание-сила» Юрий Соболев одним из первых в СССР начал использовать модульную сетку – западную дизайнерскую новинку, конструктивно организующую пространство журнальной полосы.
Этот способ организации листа он перенес и в свое творчество: по замыслу автора сетка, ставшая частью произведения, имела несколько уровней-слоев и помогала проявить идею художника. Таким образом, из универсального технического средства карандашная сетка превратилась в авторский модуль-знак и начала моделировать «микро-космос» графического листа.
Выставка «Острова Юрия Соболева» в ММОМА позволит проследить, как идеи и решения, найденные в экспериментах с одними медиа, давали неожиданные результаты и творческие находки при работе с другими.
Информация (на 16.09.2014):
Московский музей современного искусства, здание в Ермолаевском переулке, дом 17. Ближайшая станция метро “Маяковская”.
Часы работы: понедельник-воскресенье с 12:00 до 20:00, в четверг музей работает с 13.00 до 21.00. Выходной – третий понедельник каждого месяца.
Стоимость билетов – 250 рублей, студенты – 100 рублей, льготные билеты – 20 рублей. Посещение всех зданий музея по одному билету в день приобретения. Свободный вход в третье воскресенье каждого месяца.