Четверг , 5 декабря 2024

Любовь. Любовь! Любовь? Любовь…

До 25.07.2014 в Галерее Веллум в Арт центре Артефакт

«Ты дышишь солнцем, я дышу луною,

Но живы мы любовию одною».

А. Ахматова

 

Начиная с античных времен у поэтов и философов возникает потребность в изучении и определении Любви – божественного дара или земного искушения.

Постичь мир совершенных идей, пребывая среди сотворенных подобий, можно лишь посредством приобщения к тем телесным предметам, где образы воплощены наиболее адекватно – так Платон подводит основу понятия любви.

Философ строит свою лестницу любви от прекрасного тела к прекрасным телам вообще, по ней душа поднимается, освобождаясь от телесной оболочки, к нематериальному идеалу. Трансформация любви от чувственно-земной во всеобъемлющую духовную приближает Платона и неоплатоников к идеалам ранних христиан, где главным была любовь к Богу, и практически нивелировалось земное человеческое влечение друг к другу.

Изменение европейского сознания вместе с романтическими взглядами рыцарей-трубадуров и культом Прекрасной Дамы – к которой невозможно прикоснуться – синтезирует любовь невещественную и влечение к конкретному человеку из плоти и крови. Красота рассматривается как причина любви и воспринимается как свечение божественной благодати.

Но в Средневековом сознании прочно укрепилась несовместимость чувственной любви с христианской добродетелью. В европейском менталитете так и не происходит объединения дуалистического представления о любви. Проблема противостояния телесного и духовного аспектов этого чувства остается неразрешимой вплоть до эпохи Просвещения.

В русской средневековой литературе вопрос любви вообще не поднимается, произведения того времени имеют лишь религиозный смысл. Тем уникален и значим текст жития преподобных Петра и Февронии Муромских, изложенный средневековым русским автором Ермолаем-Еразмом – именно в нем выражается образ любви человека к человеку, которая в наивысшем своем проявлении приводит к святости.

Впоследствии именно в русской классической литературе любовь становится едва ли не основной темой в сюжете. Будь то жертвенная любовь Сони Мармеладовой, несчастная Бедной Лизы или вознесенное любование в поэзии Пушкина, Фета и раннего Блока. Литературные образы не могли не вызвать отклика в изобразительном искусстве.

Начиная с 18 века, к этой теме обращаются выдающиеся русские живописцы, а расцвета она достигает в эпоху модерна.

На выставке «Любовь. Любовь! Любовь? Любовь…» можно увидеть, какие художественные средства для выражения любви использовали Виктор Борисов-Мусатов, Василий Кучумов, Николай Рябушинский, Юло Соостер, Анатолий Зверев, Анатолий Каплан, а также наши современники – Борис Кочейшвили, Ляля Эппле и другие.

 

Любовь Агафонова

Выражаю благодарность галерее Веллум за предоставленные материалы.

 


 

 

 

Информация (на 08.07.2014):

Галерея «Веллум» в центре «Артефакт»

Адрес: улица Пречистенка 30/2 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» и «Парк Культуры»)

Время работы: ежедневно с 11:00 до 21:00

Посещение галереи бесплатно.

 

Смотреть еще

Искусство других. Нонконформизм в СССР. Новый музей Аслана Чехоева, Санкт-Петербург.

Искусство других. Нонконформизм в СССР.

С 04.06 до 18.08.2024 в Новом Музее Аслана Чехоева, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *