До 05.07.2014 в Галерее «Ковчег»
«От заката до рассвета», «Сладкая жизнь»… Кинематографические цитаты не раз вдохновляли кураторов галереи «Ковчег» и служили заглавиями арт-проектов, осуществляемых в содружестве с государственными музеями, частными галереями, коллекционерами и современными авторами.
Вот и теперь: при перелистывании каталога недавней выставки «Детский сад – первый опыт коллективизации» (2012), подготовленной московской NB Gallery и посвященной детским садам и яслям советского периода, в кураторской памяти всплыла, по странной аналогии, реплика персонажа Александра Ширвиндта из телевизионной экранизации книги Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»: «Все в сад!»
Осуществленный в 2006 году ковчеговский проект «Аллеи культуры, лужайки отдыха» был посвящен тому, каким образом приватное пространство российской частной усадьбы и прилегающего к ней парка, провинциального помещичьего дома и сада в 20 веке неизбежно становилось санаторием для летчиков или «криворожских горняков», оказывалось садово-парковым госучреждением культурно-досугового назначения.
Теперь же кураторов заинтересовала не недвижимость, но сам феномен «формирования нового человека» – «школа коммунизма», если так можно выразиться, для начинающих. Словосочетание «детский сад» у тех, к кому была применена эта мера массовой социализации, может вызывать в памяти самые разные образы и эмоции весьма большого диапазона.
Даже значение этих двух слов довольно сильно изменялось за все время существования феномена. Современный словарь синонимов предлагает, например, парадоксальные варианты замены канонического «детский сад» на «непонимание» и «наивность». Это там, где, как известно, штаны на лямках.
Авторам нынешней выставки неизбежно пришлось изучить историю вопроса. Тут нет полной ясности: по одним сведениям, самый первый детский сад был открыт в 1802 году в Шотландии, по другим – в конце 1830-х в Германии. Название «детский сад» возникло в виду аналогии ребенка с нежным растением, рост которого зависит от уменья и забот садовника.
К слову, германский педагог Фребель сразу же обратил внимание и на образование воспитательниц детских садов, так называемых «детских садовниц». Затея просуществовала в неизменном виде всего одиннадцать лет: прусское правительство признало детские сады учреждениями антирелигиозными.
Тональность словарных определений изменилась во второй половине 20 столетия. «С первых дней существования Советского государства началась организация детских садов как массовых учреждений, – информировала Большая советская энциклопедия. «В режиме детских садов много времени отводится разнообразным играм, в том числе дидактическим — на развитие речи, слуха, счета, на распознавание цвета, формы и т.д. Торжественными и веселыми музыкально-художественными утренниками отмечаются революционные праздники и памятные даты».
В общем, детский сад как плацдарм возникновения «коллективного сознательного», как место, где неизбежно случаются первые прививки не только вакцин от кори и коклюша, но и общественной идеологии, не мог не заинтересовать авторов многолетнего выставочного цикла «Обиняки», посвященного немагистральным, но неизбежно присутствующим в отечественном искусстве ХХ – начала XXI столетий сюжетам и темам.
И уж конечно – объединенные в «группы общеразвивающей направленности» или отдельные маленькие индивиды – дети оказывались объектами изображения российских художников самых разных поколений и творческих школ.
Информация (на 03.06.2014):
Галерея Ковчег
Адрес: улица Немчинова дом 12 (ближайшая станция метро «Тимирязевская»)
Часы работы: вторник-воскресенье с 11:00 до 21:00 , выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: 50 рублей