До 01.06.2014 в Галерее Триумф.
Максим Ксута, вероятно, единственный российский художник, который из проекта в проект последовательно исследует технические и технологические возможности фотографии. Фокус его интереса лежит не в области фотоизображения как такового (Ксута, кажется, совершенно не про образ и его суггестивные особенности), а в манипуляциях с получением этого изображения, разложении фотопроцесса на отдельные стадии, самого разного рода механической деконструкции образа – чтобы в результате из артефактов этой деконструкции воссоздать целое, заново приладить распавшиеся куски и установить новые связи.
Максим Ксута играет в конструктор с реальностью, как если бы она поддавалась элементарному переустройству по воле играющего. Одновременно им движет еще одно существенное обстоятельство, которое так или иначе проявлялось в его самых ранних работах. Максима Ксуту категорически не устраивает видимая действительность – не устраивает в том смысле, что он неизбежно ищет в ней симметрии и порядка, визуальной логики, которая даже в сбоях помогает обнаружить прекрасное.
Он всегда находится в поиске некой структуры, часто ее изобретает, «навязывает» ландшафту, человеку, объектам, внедряет костную основу в массу случайных визуальных впечатлений. Похожим образом в проекте для галереи «Триумф» Максим Ксута «вычищает» реальность, демонстрируя в пространстве базовый фотографический принцип позитива/негатива – при этом одно состояние от другого отличает едва видимая, прозрачная граница.
Для Ксуты образ границы, раздела оказывается вообще очень важным: это особенное пространство, вокруг и внутри которого обнаруживается все существенное; реальность (как будто перед лицом некой опасности) приобретает очень концентрированные формы. Граница – это проявление главного, переход через нее — всегда символический акт смены состояния, и художник ловко обыгрывает это в пространстве галереи.
Проект «Topsy-Turvy» [шиворот-навыворот. – англ.] (ироничное название не отменяет серьезности затеи) возвращает зрителя еще к одному, ключевому для истории фотографии, соображению: где начинается и где заканчивается объективность, «правдивость» фотографического снимка, насколько далеко отстоят друг от друга видимая и фотографическая реальность?
Неоднократно высказанные сомнения относительно способности фотографии отражать происходящее или сущее (и наиболее отчетливо это видно на работах художников Дюссельдорфской школы) находят очередную форму в проекте Максима Ксуты.
Он пытается добраться не до сути действительности, не зафиксировать мимолетность движения или уловить цветовой баланс — он сосредотачивается на сути самой фотографии, фотографического процесса, разъяв фотоснимок на позитив и негатив, безжалостно обнаружив структуру.
Максим Ксута тяготеет не к визионерству, а к почти лабораторному типу деятельности с серьезным научным аппаратом и необходимыми приспособлениями. И в этом, как ни странно, открывается настоящая этика художника, честность жеста, последовательность программы, которая позволяет не просто создавать новые фотографические серии, но «думать» пространством, физическим объемом, где происходят чудесные переходы и превращения.
Екатерина Иноземцева
Информация (на 29.05.2014):
Галерея Триумф
Адрес: улица Ильинка, дом 3/8, строение 5 (ближайшие станции метро «Китай-Город» и «Площадь Революции»)
Время работы: ежедневно с 11:00 до 20:00
Посещение галереи – бесплатно.