Провинциальный aрхив. Памятники архитектуры в фотографиях Виталия Рудченко.

До 05.05.2014 в Государственном Историческом музее.

Юбилейная выставка фотографа Виталия Михайловича Рудченко посвящена памятникам архитектуры двух областей Верхневолжья – Косторомской и Ярославской,  обладающих удивительным богатством и разнообразием своего культурного наследия.

Представленные фотографии не делались автором специально для какой-то выставки, а выбраны из огромного архива, насчитывающего сотни тысяч негативов и сложившегося за почти полувековую деятельность по изучению архитектуры российской провинции – мало известной, почти не изученной, но  составляющей основной пласт нашего национального наследия.

Подавляющая часть снимков Виталия Рудченко сделана в 1970–1990-е годы. С тех пор многие из запечатленных на них сельских храмов оказались брошенными, исчезли находившиеся в них прекрасные иконостасы, а усадьбы, уже тогда пребывавшие в полуразрушенном состоянии, не дожили до наших дней. И его фотографии остаются единственными и бесценными свидетельствами существования этих зданий.

Виталий Михайлович Рудченко родился. в 1949 году в Киеве, искусствовед по образованию, окончил  отделении  истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова.

На выбор профессии кардинально повлияло его знакомство в 1964 году с выдающимся ученым, архитектором-реставратором Петром Дмитриевичем Барановским, основателем музея в Коломенском и музея им. Андрея Рублева в Андрониковом монастыре.

В 1960-е годы, когда по стране прокатилась волна сноса церквей, этот немолодой человек стал инициатором и главным борцом за спасение памятников зодчества от физического уничтожения. Во многом под влиянием Барановского определилась искусствоведческая специализация будущего искусствоведа – история иконостасов и монументальной живописи.

Виталий Рудченко также связал свою профессиональную деятельность с архитектурной реставрацией, участвуя при этом во всех экспедициях, собирающих материал для издания «Свода памятников архитектуры и монументального искусства  России», с 1998 года он работает старшим научным  сотрудником в отделе Свода памятников Государственного института искусствознания.

Работа по выявлению и обследованию памятников провинциального зодчества, связанная с розыском заброшенных построек в удаленных, зачастую труднодостижимых местах российской глубинки, сознание, что вряд ли кто-то вдохнет в них вторую жизнь, сформировала стиль фотографий Виталия Рудченко – объективно-научный, технически безупречный и чуждый внешним эффектам.

Все «художественные» средства самовыражения – попытки предать красоту умирания или пафос утраты – убраны из этих снимков ради того, чтобы на первое место вышел сам памятник. Но вместе с тем эти сдержанные черно-белые фотографии пронизывает невероятная радость первооткрывателя. Восхищение художественным качеством памятника сильнее ужаса разорения, а интерес к его исторической уникальности не позволяет смотреть на него равнодушно. Благодаря такому взгляду эти произведения не потеряны для нас.

Выражаю благодарность пресс-службе Государственного Исторического музея за предоставленные материалы.

 

 

Информация (на 08.04.2013):

Государственный Исторический музей

Адрес: Красная площадь, дом 1-2 (ближайшие станции метро – «Охотный Ряд», «Театральная» и «Площадь Революции»)

Время работы: понедельник, среда, пятница – воскресенье с 10:00 до 18:00, в четверг с 11:00 до 21:00, выходной день – вторник

Стоимость билетов – 300 рублей, пенсионеры, школьники и студенты – 100 рублей.

Смотреть еще

Без барьеров. Национальная художественная галерея Республики Марий-Эл.

Без барьеров.

С 04.06 до 10.07.2024 в Национальной художественной галерее, Йошкар-Ола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *