Пятница , 19 апреля 2024

Хаим Сокол. Калитка для Мессии.

До 30.03.2014 в Pechersky Gallery в ЦСИ Винзавод

В своем проекте «Калитка для Мессии» Хаим Сокол представляет серию графических объектов. Новые работы художника — еще одна попытка подключения коллективной памяти. С завидным упорством он вновь и вновь обращается к теме истории. Но вместе с тем Хаим Сокол решительно восстает против унылой и одновременно зловещей причинно-следственной линеарности истории.

Название для настоящего проекта художник взял из «Тезисов о понятии истории» немецкого философа культуры Вальтера Беньямина (степень влияния этого автора на Хаима Сокола трудно переоценить). В тезисах прочитывается призыв изменить историю победителей на историю побежденных. То есть всех тех, кто волей судьбы был выброшен на свалку истории. В России эта свалка особенно велика. Впрочем, необходимость «чесать историю против шерсти» актуальна сегодня не только в России. В год столетия начала Первой мировой войны эта проблема с особой остротой напоминает о себе во всем мире.

Своим материалом художник выбирает пергамин. Это плотная бумага, пропитанная нефтяными отходами, которую используют для гидроизоляции крыш или при укладке асфальта. Такой выбор — не просто демонстративный отказ от «культурных» бумаги или холста, в пользу рабоче-мигрантских материалов. Свиток из пергамина — история, которую в прямом смысле закатывают под асфальт.

В пергаминовых листах сквозь грязного цвета туман, похожий на зимнее московское небо, проступают изображения. Лица революционеров, антифашистов, героев войны, борцов за свободу из прошлого и настоящего и люди без имени с фотографии из семейного альбома, выброшенного на помойку, а рядом нарисован Колизей и скопирован детский рисунок, тоже с помойки.

Хаим Сокол подбирает и хранит свидетельства жизней, забытых не только в связи с прошлыми трагедиями, но и с современной логикой успеха, при которой настольной книгой модернизированных россиян стала трилогия Айн Ренд «Атлант расправил плечи»: кто не вскарабкался наверх, чье имя не гремит, тот просто бездарность, подлежащая забвению.

Каждое лицо на старых снимках художник с почти маниакальной настойчивостью переводит через копирку. Получается то ли фреска, то ли оттиск, то ли фаюмский портрет, сохраняющий индивидуальные черты и в то же время обретающий универсальную узнаваемость. Так инфантильная техника обнажает работу памяти, как бы высвечивая, извлекая образ, заключенный в фотографическом изображении. Это и есть тот самый беньяминовский образ-воспоминание, в котором как в вспышке молнии сплетаются настоящее и прошлое.

Безымянные герои, возможно, не обретают имена в работах Хаима Сокола, зато они обретают место в новом созвездии. А значит, если верить астрологии, они получают дополнительный шанс. Зритель, который узнает в этих лицах себя или своих родных, безусловно, завершит эту констелляцию. И тогда будущее предстанет «не гомогенным и пустым временем», но «каждая секунда в нем будет маленькой калиткой, в которую сможет войти Мессия».

 

 

Информация (на 18.03.2014):

Pechersky Gallery в Центре современного искусства Винзавод.

Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, строение 6 (ближайшие станции метро «Чкаловская» и «Курская»)

Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00, выходной день – понедельник.

Посещение галереи – бесплатно

Смотреть еще

Елена Ковылина Параллельные игры Галерея Файн Арт Винзавод

Елена Ковылина. Параллельные игры.

С 05.12.2023 до 21.01.2024 в Галерее «Файн Арт» в ЦСИ «Винзавод».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *