Четверг , 5 декабря 2024

Галантные игры. Французская гравюра эпохи рококо из собрания музея.

До 15.06.2014 в ГМИИ имени А.С.Пушкина.

Как писали братья Ж. и Э. де Гонкур, для того, чтобы  понять XVIII век и увидеть его в подлинном свете, стоит обратиться к гравюрам, ибо в них он представлен наиболее полно. Гравюры из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, показанные на выставке, не только познакомят зрителя с эпохой «галантных игр», но и позволят погрузиться в атмосферу веселой беззаботности и вечного праздника, наслаждения и удовольствия.

Искусство рококо, одно из главных художественных явлений в Западной Европе XVIII века, принято называть «галантным стилем», а время его расцвета – «галантным веком». В изобразительном искусстве галантный идеал обрел наивысшее воплощение в живописных работах Антуана Ватто и Франсуа Буше, Никола Ланкре и Жана Оноре Фрагонара и других.

Но для того, чтобы по-настоящему понять XVIII век и увидеть его в истинном свете, необходимо обратиться к гравюрам, так как именно в них «галантный век» раскрывается во всей полноте и многообразии.

Французское искусство традиционно было любимо русскими коллекционерами, начиная с XVIII века. Гравюры галантной эпохи нередко пользовались особым вниманием собирателей и составляли значительные разделы коллекций.

Так, в собрании князей Барятинских, поступившем в 1918 году сначала в Гравюрный кабинет Румянцевского музея, а затем, после закрытия этого музея, в Музей изящных искусств (1924), насчитывалось более 6500 гравюр французской школы. Это были работы ведущих мастеров XVII – первой половины XIX века, среди которых преобладали произведения граверов восемнадцатого столетия.

Коллекция графов  Бобринских, ведущая свой отсчет от собрания Алексея Григорьевича Бобринского, внебрачного сына Екатерины II и графа Григория Орлова, насчитывала более 2000 листов французской школы. Это были в основном гравюры XVIII – начала XIX веков.

Наконец, коллекция Басниных, зародившаяся в XIX веке как собрание иркутстких купцов, а постепенно, с переездом семьи в Москву, ставшая одним из крупнейших московских частных собраний графики (общее число гравюр в нем превышало 8000 листов), насчитывала около 2200 листов французской школы, и среди них видное место занимали гравюры галантного столетия. Эти коллекции также поступила сначала в Гравюрный кабинет Румянцевского музея, а затем, после его расформирования, в 1924 году, в Музей изящных искусств.

Всего в экспозиции будет представлено около 60 гравюр из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Оригинальным дополнением и, несомненно, украшением выставки станут 8 вееров из собрания историка моды Александра Васильева. Эти изысканные веера были созданы западноевропейскими мастерами в третьей четверти XVIII века. Их экраны украшены превосходными росписями, прежде всего на галантные сюжеты.

Выражаю благодарность пресс-службе ГМИИ имени А.С.Пушкина за предоставленные изображения – *ГМИИ. Все права защищены, использование без разрешения правообладателя запрещено.

 

 

Информация (на 03.03.2014):

Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – основное здание

Адрес: улица Волхонка, дом 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)

Время работы: вторник, среда, пятница – воскресенье – с 10:00 до 19:00, в четверг с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник

Стоимость билетов – 400 рублей, льготные категории – 200 рублей.

 

Смотреть еще

Пространство времени. Из коллекции медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина. Культурный центр Левашовский хлебозавод, Санкт-Петербург.

Пространство времени. Из коллекции медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.

С 09.07 до 04.08.2024 в Левашовском хлебозаводе, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *