До 15.06.2014 в ГМИИ имени А.С.Пушкина.
Как писали братья Ж. и Э. де Гонкур, для того, чтобы понять XVIII век и увидеть его в подлинном свете, стоит обратиться к гравюрам, ибо в них он представлен наиболее полно. Гравюры из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, показанные на выставке, не только познакомят зрителя с эпохой «галантных игр», но и позволят погрузиться в атмосферу веселой беззаботности и вечного праздника, наслаждения и удовольствия.
Искусство рококо, одно из главных художественных явлений в Западной Европе XVIII века, принято называть «галантным стилем», а время его расцвета – «галантным веком». В изобразительном искусстве галантный идеал обрел наивысшее воплощение в живописных работах Антуана Ватто и Франсуа Буше, Никола Ланкре и Жана Оноре Фрагонара и других.
Но для того, чтобы по-настоящему понять XVIII век и увидеть его в истинном свете, необходимо обратиться к гравюрам, так как именно в них «галантный век» раскрывается во всей полноте и многообразии.
Французское искусство традиционно было любимо русскими коллекционерами, начиная с XVIII века. Гравюры галантной эпохи нередко пользовались особым вниманием собирателей и составляли значительные разделы коллекций.
Так, в собрании князей Барятинских, поступившем в 1918 году сначала в Гравюрный кабинет Румянцевского музея, а затем, после закрытия этого музея, в Музей изящных искусств (1924), насчитывалось более 6500 гравюр французской школы. Это были работы ведущих мастеров XVII – первой половины XIX века, среди которых преобладали произведения граверов восемнадцатого столетия.
Коллекция графов Бобринских, ведущая свой отсчет от собрания Алексея Григорьевича Бобринского, внебрачного сына Екатерины II и графа Григория Орлова, насчитывала более 2000 листов французской школы. Это были в основном гравюры XVIII – начала XIX веков.
Наконец, коллекция Басниных, зародившаяся в XIX веке как собрание иркутстких купцов, а постепенно, с переездом семьи в Москву, ставшая одним из крупнейших московских частных собраний графики (общее число гравюр в нем превышало 8000 листов), насчитывала около 2200 листов французской школы, и среди них видное место занимали гравюры галантного столетия. Эти коллекции также поступила сначала в Гравюрный кабинет Румянцевского музея, а затем, после его расформирования, в 1924 году, в Музей изящных искусств.
Всего в экспозиции будет представлено около 60 гравюр из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Оригинальным дополнением и, несомненно, украшением выставки станут 8 вееров из собрания историка моды Александра Васильева. Эти изысканные веера были созданы западноевропейскими мастерами в третьей четверти XVIII века. Их экраны украшены превосходными росписями, прежде всего на галантные сюжеты.
Выражаю благодарность пресс-службе ГМИИ имени А.С.Пушкина за предоставленные изображения – *ГМИИ. Все права защищены, использование без разрешения правообладателя запрещено.
Информация (на 03.03.2014):
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – основное здание
Адрес: улица Волхонка, дом 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)
Время работы: вторник, среда, пятница – воскресенье – с 10:00 до 19:00, в четверг с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник
Стоимость билетов – 400 рублей, льготные категории – 200 рублей.