До 21.12.2014 в основном здании Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
К юбилею Анны Семёновны Голубкиной (1864–1927), первой русской женщины-скульптора, творчество которой стало символом расцвета пластического искусства России первой трети 20 века, Государственная Третьяковская галерея открывает расширенную экспозицию ее произведений.
Работы мастера, традиционно представленные в залах в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу, будут дополнены экспонатами из фондов Галереи и одного из ее научных отделов – Музея-мастерской А.С. Голубкиной. Произведения мастера демонстрируются в диалоге с полотнами мастеров Серебряного века – П.В.Кузнецова, Н.Н.Сапунова, М.С.Сарьяна и В.Э.Борисова-Мусатова, с которыми она неоднократно участвовала в выставках. Такое сопоставление произведений подчеркивает близость художественных поисков скульпторов и живописцев этого периода.
В своем творчестве Анна Голубкина руководствовалась идеей подвижнического служения искусству: “нужно всё забыть, всё отдать“. В экспозицию вошло около 35 скульптур.
Первый зал встречает посетителей одним из самых значительных произведений Голубкиной в дереве – каминной парой кариатид (1911). Выбирая этот материал, скульптор переходит от античного мотива к праисторическому, меняя семантику образа. Здесь же пронзительный образ России, воплощенный в гениальной “Берёзке”.
Идея внутреннего напряжения, прочитываемая в фигурных композициях, также стала основной темой портретов Анны Голубкиной. В центральном зале экспозиции собраны образы философов и писателей Серебряного века: В.И.Иванова, В.Ф.Эрна, А.Н.Толстого. Произведения показывают интерес автора к изображению индивидуальных “пропорций духа”, сокровенных движений души. Стремительная, внутренне подвижная натура поэта А. Белого выражена столь же динамичной пластической формой с активной выразительной фактурой поверхности. Иначе решен портрет писателя А.М. Ремизова: в его чертах скульптор передала душевный надлом, драму. Закругленное движение складок широкой одежды как будто стремится укрыть и приглушить внутренний разлад.
Темой третьего зала экспозиции стал круг жизни, движение времени. Её центром является недавно отреставрированная скульптура “Старость“, впервые демонстрировавшаяся на Весеннем салоне в Париже в 1899. Нежный образ ребенка в работе “Девочка. Манька” возникает из необработанного блока рубленого мрамора. В бюсте “Старая“, пользуясь стилизацией “под Египет”, Голубкина трактует камень как косную материю, заключающую в себе не только старое лицо, но саму человеческую жизнь. В вазе “Туман“, по определению самой Голубкиной, раскрывается тема четырех возрастов. Сравнение вариантов в гипсе (1899) и мраморе (около 1908) позволяет наблюдать, как мастер работает с разным материалом для достижения поставленных художественных задач.
Расширенная экспозиция в залах Государственной Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке станет частью программы празднования юбилея скульптора. 28 января, в день рождения Голубкиной, состоится торжественное открытие выставки в её Доме-музее в Зарайске, в церемонии примут участие научные сотрудники Третьяковской галереи. В Музее-мастерской А.С.Голубкиной в Большом Лёвшинском переулке подготовлена новая экспозиция. 5 февраля в Третьяковской галерее состоится круглый стол, посвященный творчеству Голубкиной.
Информация (на 23.01.2014):
Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, залы 46-48
Адрес: Лаврушинский переулок, 10 (ближайшая станция метро – «Третьяковская»)
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00, четверг, пятница – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.