В Московском Музее современного искусства до 14.11.12 в здании на Гоголевском бульваре.
Выставка представляет собой монографическое исследование творчества одного из идолов постмодернизма Йозефа Бойса. Большое графическое наследие художника дополняют фрагменты его знаменитых инсталляций, фото и видео документы, окружавшие его предметы, записи и дневники.
«Лучшее что я могу сделать для искусства, это ничего для него не делать». В русский перевод этой фразу Бойса, размещенной в качестве оформления в одном из залов, неловко добавлено “для (этого) искусства”, допуская наличие разных вариантов искусства.
Нет, нет! Бойс выразился четко и прямо – то, что он делает никакого отношения к искусству не имеет. На этом можно было бы и закончить, потому что нагромождение базальтовых глыб, вой койота и несчастный мертвый заяц стандартному анализу и восприятию как объектов искусства не подлежат.
Но не все так просто! Проект не даром называется «Призыв к альтернативе». К чему же призывал Йозеф Бойс, и что осталось от этого призыва для наступившего сегодня будущего?
Бойс воспринимал свободу в духе Канта – как свободу «публично пользоваться своим разумом». Т.е. творец, художник должен говорить от собственного имени, делать это публично и не бояться «тени, которую на него могло бы бросить это рискованное предприятие» *
Первым шагом к такой свободе должна стать работа над собственной формой. Согласно «теории скульптуры» Бойса, положенной в основу его понимания творчества, никакой заранее определенной формы не существует. Есть только «направляющие силы», которые помогают этой форме появиться на свет.
Таким образом, знаменитые перфомансы Бойса являются попыткой выявить эти скрытые «направляющие силы», возникающие вне каких-либо рамок созданного до этого в искусстве. При этом Бойс старается решить еще одну проблему, не решенную по его мнению современными художниками.
Человек и должен быть самим искусством. Не зрителем, не связующим звеном, а именно самим творческим актом. Т.е. сам Бойс в своих проектах и есть искусство. К этому он и призывал – люди могут строить новые социальные системы и преобразовать мир посредством художественной практики.
Поэтому при наличии в экспозиции огромного материала единственное, что приковывает внимание, это видеозаписи перфомансов Бойса. Все остальное мертво. Но и эти записи ни в коей мере не могут передать то неуловимое, что создавалось в тот единственный и неповторимый момент.
«Все революции начинаются с глупых вопросов» – заявлял Бойс. Я не революционер, но вопросы все равно задам! Является ли при этом Бойс в своих перфомансах еще и человеком, человеком разумным? Почему в качестве «направляющей силы» Бойс использует в своих акциях не законы гармонии, а животные инстинкты? Почему я должен отказаться от своих этических принципов ради пресловутой свободы художника? Почему все эти перфомансы извлекают самое неприглядное, звериное? Где та граница, которую должен поставить сам себе человек в своей свободе быть человеком?
Может быть, великий провокатор и задавался такой целью, чтобы мы спросили это сами у себя? Альтернатива – это быть художником и человеком!
* Иммануил Кант «Ответ на вопрос, что такое просвещение?» Сочинения в 6 томах, Т.6, стр. 28 – М., 1966
Информация (на 14.09.2012):
Московский музей современного искусства, выставочный зал на Гоголевском бульваре, дом 10 (ближайшее метро «Кропоткинская»)
Часы работы: понедельник – воскресенье с 12:00 до 20:00, каждый четверг музей работает с 13:00 до 21:00. Выходной – третий понедельник каждого месяца.
Стоимость билетов – 150 рублей.
Каталог (очень информативный, с большим количеством документов и текстами самого Бойса) стоит 1000 рублей.