До 16.03.2016 в ВЗ СХР на Покровке, дом 37.
Экспозиция в Союзе Художников России – это возвращение прекрасных художников к нам, сегодняшним, в ХХI век.
Для тех, кто знал их, это трогающая сердце встреча после долгой разлуки, для многих молодых и не очень молодых художников – это знакомство с нашим удивительным искусством второй половины ХХ века. Искусством по сути недавним, но почему-то, по необъяснимой несправедливости, забытым.
Встреча с почти неизвестным ныне творчеством замечательных художников «шестидесятников», чьи имена, к великому сожалению, не знают сегодня не только рядовые зрители, но и многие профессионалы.
Выставка демонстрирует искусство в высшей степени достойных представителей этого поколения. Блестящие профессионалы, работавшие в разных техниках, основной они выбрали для себя скульптуру из дерева.
Более того, именно Маргарита Воскресенская и Михаил Смирнов своим творчеством в значительной степени осуществили «новое открытие» для пластики дерева, этого традиционнейшего для России материала.
Лес для Древней Руси был такой же естественной природной стихией, как земля, воздух, вода, он был средой обитания. Лес укрывал, защищал, кормил, согревал, веками формировал душу народа, его мировосприятие.
Образ дерева, как «древа мирового», воплощал в мифопоэтическом сознании универсальную модель мира. Дерево окружало людей в их повседневной жизни, служило им. Любовь к дереву – это поистине первая любовь русского художника, зодчего-плотника, зародившаяся на самой заре русской культуры.
С появлением и расцветом русской профессиональной скульптуры в конце XVIII – начале XIX столетий наступает период монополии мрамора, а затем и бронзы. В XIX веке дерево как пластический материал полностью отвергается.
Коренные изменения, происходившие в культуре на рубеже XIX – XX столетий захватили и скульптуру. Эпоха 1900 – 1910 годов, названная «Серебряным веком», явилась для русской скульптуры воистину веком «золотым».
Едва ли не главным материалом, воплотившим новаторские пластические искания того времени, стало дерево. Появление дерева в профессиональной скульптуре связано с именами, прежде всего, С.Т. Коненкова, а также А.С. Голубкиной и А.Т. Матвеева.
Справедливо признать, что именно Коненков открыл новые выразительные возможности, образные качества дерева, обозначил многообразие путей его художественной обработки.
В 1920-х – первой половине 1930-х годов дерево становится самым популярным материалом. В начале 1930-х годов организуется «Бригада скульпторов, работающих в дереве». Затем художественная практика работы в дереве прерывается почти на тридцать лет, вплоть до 1960-х годов.
С начала 1960-х годов дерево начинает вновь приобретать статус одного из основных материалов скульптуры. Увлечение деревом захватило тогда многих молодых скульпторов, таких как Татьяна Соколова, Алла Пологова, Павел Шимес.
Однако для Маргариты Воскресенской и Михаила Смирнова это увлечение стало главным делом всей жизни. Их вклад в дело возрождения дерева как полноценного, равноправного с бронзой и камнем современного скульптурного материала трудно переоценить.
Их виртуозно исполненные, полные жизни произведения - свидетельство высочайшего мастерства, стали образцом, своего рода школой для многих художников.
Работая много лет рядом, Маргарита Воскресенская и Михаил Смирнов, тем не менее, создавали каждый свою скульптуру, отличную по характеру, тематике, трактовке образов и, главное, по пластическому языку. К своему дереву каждый их них пришел своим путем.
Произведения этих замечательных художников хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, многочисленных российских и зарубежных музеев, в частных коллекциях.
Экспонируемые на выставке работы предоставлены сыном скульпторов, А.М.Смирновым-Воскресенским, чья живопись украшает стены зала.
Информация (на 25.02.2016):
Выставочный зал Союза Художников России на Покровке, дом 37
Адрес: улица Покровка, дом 37 (ближайший станции метро «Чистые пруды», «Китай-Город», «Красные ворота»)
Время работы: понедельник – четверг с 11:00 до 17:30, в пятницу с 11:00 до 16:00, в субботу – по договоренности, выходной день – воскресенье.
Посещение выставочного зала – бесплатно.