В рубрике «Интервью» – художник Александр Савко.
Александр, мы с Вами на одной из выставок пришли к мнению, что ирония – она необходимая вещь, что серьезный художник никому не интересен.
Да, я уверен в этом. Было время, особенно в уже позднесоветское, когда художники уходили в себя от коммунистического социума и начинали строить из себя таких мудрецов-демиургов, отращивали длинные бороды, нахмуривали брови и пророчествовали в своих работах, высказываниях, поступках. Начали приравнивать себя к знаковым людям, нести одно ведомое им знание.
Но всё это в массе своей осталось таким самообманом, блефом. Всё равно самые их злые, самые пророческие работы становились частью буржуазной гостиной. Несмотря на все эти протесты, подтексты, двойные морали.
Поэтому, я считаю, что самым главным оружием художника является его ирония. И хорошо когда она облачена в такие хорошие одежды, когда это привлекает к себе внимание, не выглядит как просто такое злопыхательство уличное.
Ирония может быть как конструктивной, так и деструктивной. Какая Ваша ирония?
Я не буду такими определениями руководствоваться. Это пусть остается на совести зрителя. Если заранее ставить себя в какие-то рамки – то ли это злая, то ли добрая ирония, то ли это напутствие, то ли это проклятие- то художник, таким образом, опять становится в позу такого умелого демиурга-режиссера. Путь каждый действие этой работы прочувствует на себе в зависимости от качества своей испорченности.
Вопрос «Зачем это всё сделал художник?» чаще всего просто является бессмысленным. Художник – это не писатель животрепещущих статей, который должен обязательно что-то такое написать и что-то сказать. Он в таком случае перестает быть художником, а становится памфлетистом, инициируя задачи, которые не имеют отношения к искусству.
Да, мне о многом хочется высказаться. Но опять же, я заранее считаю, что мои умничанья по поводу какого-либо события или происходящего процесса – это мнение частного человека, обывателя, не пророка.
Другое дело, что это должно, прежде всего, привлечь изящностью высказывания. Здесь важен не столько смысл, сколько форма подачи. Именно формой художник может привлечь к себе внимание.
Важна и самоирония, чего напрочь лишены наши политики. Это их слабость, обречение себя на погибель, погибель не физическую, а духовную. Они слишком серьезны к самим себе.
Есть ли границы у иронии?
Искусство – это не та сфера, где должна где-то пройти красная черта. Конечно, в политике ирония может иметь следствием объявление войны, но это всего лишь признание бессилия. Но в искусстве я не вижу границ, которые якобы художник не должен пересекать.
Помещение персонажей массовой культуры в иную среду – эстетическую, временную, стилистическую – это осознанный художественный прием. Это эксперимент, это страшно интересно, когда ты каких-то героев помещаешь в совершенно не характерную для них ситуацию. Тебе самому неизвестно, как они будут себя вести, как они вживую будут сочетаться с другим интерьером, с другим контекстом, приемлемы ли они друг для друга.
Ваши картины, при всей кажущейся несерьезности, на самом деле требуют больших знаний – изобразительного искусства, его истории, просто истории, понимания сюжетов классической литературы. Простой тинэйджер, увидев эти полотна, может просто глупо хмыкнуть – «О, Симпсоны!»
Да, они не смогут прочесть всего, потому что здесь много таких смыслов и подсмыслов, которые могут сочетаться в одном герое. Или в том антураже, куда они помещёны. Это даёт совершенно новое прочтение, делая из всего этого такой взрывной продукт, который начинает рушить представление о старом мире, какое-то привычное отношение вот к этому герою…
Именно это дает возможность зрителю увидеть, что такое кроется за этими благостными картинками, что эта жевательная резника, которую они жуют каждый день, она на самом деле очень вредна и опасна.
Но опять же – это остается на его совести, отдается ему на откуп. Пусть поработает. Если у зрителя есть способность развиваться – то у него будет возможность увидеть первоисточник, познакомиться с тем, что было изначально заложено в эту работу, погрузиться в настоящую культуру и увидеть всю убогость этих современных героев, которыми он восторгается и умиляется, которые являются атрибутом и антуражем его повседневной жизни. Он поймет тогда, в какой простенький и упрощенный мир он себя вживил.
Александр Савко – Галерея произведений >>
Александр Савко – выставки, новости, все материалы о художнике на сайте >>
Как же меня бесят эти “настоящие художники”, которое то и делают, что ноют… В наше время, будь ты художником, истинным художником, тебя оценят, будь уверен. “Симпсоны” куда глубже и интереснее работ Савко, который просто совместил два бренда – Пикассо и “Симпсонов”. Ну, да, занятно… Но когда он после этого говорит, что современные герои убоги – это звучит смешно, потому что современных героев знает весь мир, их любят, им подражают, да что там – сам автор ими вдохновился… Настоящую популярность и любовь людей нельзя купить, зато можно все время сетовать на зрителя, мол, такой он сякой, не понимает меня, великого художника… Тьфу.