До 27.07.2014 в Галерее Триумф.
Жанр этнографической зарисовки, к которому обращается Сергей Калинин – вроде бы анахронизм, ведь в наши дни не осталось неисследованных земель и народов.
Но этот взгляд путешественника оказывается своевременным и острым. Да знаем ли мы Европу в самом деле? Пожалуй, эти страны кардинально изменились буквально за пару десятилетий. Болезнь глобализации и унификации связали старушку Европу с Америкой – везде одни и те же гамбургеры, одни и те же лого корпораций. Необычное привыкли искать в экзотических странах и радикально иных культурах.
Но в постколониальную эпоху все переворачивается – и унификация приходит вместе с иммигрантами. Путешествие становится как бы невозможным – перемещаясь из города в город, помимо архитектурных достопримечательностей, ты видишь одно и то же: кебабы, китайские и индийские ресторанчики, уличные прилавки с бижутерией, специальные парикмахерские для африканских и азиатских волос и множество людей в национальных одеждах.
Это новое лицо Европы – она расплачивается за многовековую попытку подчинить своей культуре другие народы и теперь подчиняется им сама. Тут не только расплата за колониализм, но и провал политики мультикультурализма – ведь она не была искренней – преподавание на родном языке в школах подразумевало желание принимающей страны сохранить возможность отослать иммигрантов обратно, не допустить полной интеграции.
Лояльность к другим религиям и традициям была компенсацией за отсутствие социального лифта – вы бедны и останетесь такими, но зато сможете совершать намаз. Объединение иммигрантов в общины делает неэффективной и практику квотирования при приеме на работу – «правые» европейцы порицают желание попавших на значимый пост представителей национальных меньшинств протащить за собой всех родственников, но, по сути, в этом виноват мультикультурализм, из-за которого сохраняется представление, что члены общины – «свои», а все остальные – «чужие».
Что уж точно не является ритуалом в этом болоте всеобщей глобализации, так это жизнь художника. Художник и есть бастион секулярной этики, каждый раз он ставит себя перед выбором темы, следующего действия, следит за переменами или провоцирует их.
Какое оно – лицо Европы: черное, белое, исламское, христианское, гражданское? Возможно, именно современное искусство и есть это лицо, меняющее, как на карнавале, маски и идентичности, вживающееся во всевозможные неожиданные роли.
Диана Мачулина
Информация (на 03.07.2014):
Галерея Триумф
Адрес: улица Ильинка, дом 3/8, строение 5 (ближайшие станции метро «Китай-Город» и «Площадь Революции»)
Время работы: ежедневно с 11:00 до 20:00
Посещение галереи – бесплатно.