Художник, опередивший время. Исаак Рабинович.

До 13.04.2014 в Доме-музее К.С.Станиславского

Выставка посвящена творчеству известного художника, одного из создателей русского театрального авангарда 20 века – Исаака Моисеевича Рабиновича, и проходит в год 120-летия со дня его рождения. Впервые зрители увидят более 100 экспонатов, среди которых фотографии постановок, живопись, графика, костюмы и макеты декораций выдающегося мастера.

Исаак Моисеевич Рабинович родился на рубеже 19-20 веков и вобрал в себя все новаторские искания художественного языка. В 1918 году совместно с Александрой Экстер он основал мастерскую декоративного искусства, учениками которой были Б.С.Аронсон, А.Г.Тышлер, Н.А.Шифрин и др. Многогранно одаренный, И.М.Рабинович стоял у истоков кинематографии (оформлял фильмы Якова Протазанова “Аэлита” и “Процесс о трех миллионах”), работал над оформлением мозаичных панно и барельефов станций Московского метрополитена, а в 1939-1948 гг. проектировал витражи и интерьеры Дворца Советов. Но любовью всей его жизни стал театр. Как театральный художник он работал Большом театре и театре Вахтангова, в театре Корша и театре «Соловцова». В экспозиции представлены его работы во МХАТе и Музыкальной студии МХТ.

Первой вершиной его творчества явилось художественное оформление спектакля “Лисистраты” Аристофана (1923), поставленного В.И.Немировичем-Данченко, которое получило гран-при Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже в 1925 г. Восторженно встреченное современниками и быстро ставшее хрестоматийным, оно вместе с тем разительно опережало свое время по характеру образности и принципам пространственного решения, прямо предвосхищая достижения русской сценографии 1970-1980-х гг. Не удивительно, что смелое новаторство художника в полной мере было оценено лишь полвека спустя.

Среди его работ было немало превосходных, по праву вошедших в сокровищницу отечественной сценографии, в частности МХАТа: “Карменсита и солдат” Ж. Бизе (1924), “Растратчики” В.Катаева и “Блокада” Вс.Иванова (1928-1929). И, конечно, “Гроза” А.Островского в постановке Вл.И.Немирович-Данченко (1934). Впервые в этом спектакле Рабинович применил живописную роспись по готовому костюму, сшитому из холста, впоследствии этот прием стал широко применяться театральными художниками. Во всех этих спектаклях сценографии Рабиновича присущи были яркая зрелищность, сочетание условной архитектурно-объемной декорации с эмоциональной, декоративно насыщенной живописью. Думаю, что подлинным откровение станут для посетителей выставки эскизы декораций и костюмов к неосуществлённой в роковом 1937-м году постановки “Бориса Годунова” А.С.Пушкина.

В год 120-летия со дня рождения И.М.Рабиновича Музей МХАТ хотел бы не просто вспомнить этого удивительного человека, а отдать справедливую дань художнику опередившему время, давшему толчок в развитии авангардной сценографии не только России, но и Европы.

 

 

Информация (на 14.03.2014):

Дом-музей К.С.Станиславского

Адрес: Леонтьевский переулок, дом 6. Проезд до станций метро «Тверская», «Пушкинская» или «Чеховская».

Время работы: среда, пятница – 12:00 – 19:00, четверг, суббота и воскресенье – 11:00 – 18:00, понедельник и вторник – выходные дни.

Стоимость билетов: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 40 рублей, разрешение на фотосъёмку – 100 рублей.

 

Смотреть еще

Евгений Гриневич. Следуй за синей птицей. Дом-музей К. С. Станиславского.

Евгений Гриневич. Следуй за синей птицей

С 05.06 до 31.07.2022 в Доме-музее К.С. Станиславского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *