Вторник , 30 апреля 2024

Музей Рерихов на ВДНХ возобновил работу.

С 17.12.2021.

На Главной выставке страны ВДНХ 17 декабря 2021 года вновь открыл двери после ре-экспозиции Музей Рерихов. Государственным Музеем Востока представлена экспозиция «Ковчег будущего», раскрывающая все грани художественного творчества Николая Константиновича Рериха и его сына Святослава Николаевича Рериха. Всего в трёх залах можно увидеть более 200 картин выдающихся художников. В музее можно увидеть такие знаменитые картины Н. Рериха, как «Чудо», «Свет небесный», «Армагеддон», «Ангел последний», «Клад захороненный» и более сотни работ из обширной серии «Гималаи».

Всего в экспозиции около 380 музейных предметов, среди них живописные полотна, копии архивных документов, произведения декоративно-прикладного искусства, древние бронзовые художественные изделия и украшения Индии, Тибета и Китая, собранные Рерихами в период экспедиций. Также здесь можно увидеть предметы из других коллекций Государственного Музея Востока.

Музей Рериха Государственного Музея Востока является частью Музейного города ВДНХ — это комплекс музеев, объединенных общей идеей просветительской, экскурсионной и образовательной деятельности. Его уникальность заключается в концентрации разнообразных музейных площадок на одной территории.

 

Николай Рерих «Книга Голубиная» 1922. Предоставлено: Государственный Музей Востока.
Николай Рерих «Книга Голубиная» 1922. Предоставлено: Государственный Музей Востока.

 

«Культурные сокровища будут истинными ценностями», – прозорливо утверждал Николай Константинович Рерих.  Уже на ранних этапах своего творчества художник, путешествуя по России, не только создавал живописные работы, но и заявлял о необходимости охранения древностей и памятников зодчества.

Со временем его начинания претворились в международный документ – «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», известный как «Пакт Рериха». Его подписали в 1935 году главы США и 20 государств Латинской Америки, в 1948 году одобрило правительство Республики Индия. В 1954 году этот Договор лег в основу международной Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Художественные воззрения Н.К. Рериха базируются на собственной культурной парадигме «Русь – Гималаи». Главной темой экспозиции является сакральное пространство культуры Святой Руси, протянувшееся до Гималайских обителей. Оно, это пространство, и есть спасительный ковчег человечества. Данная тема в живописи выступает лейтмотивом всего творчества Рериха, начиная со студенческих работ до картин, написанных незадолго до ухода из жизни.

В «Зале Николая Рериха» представлены известные полотна «Строят ладьи», «Святой Никола», «Книга Голубиная», «Добрые травы», «Ярослав Мудрый», «Земля славянская». Они дополнены так называемой архитектурной серией, которая относится к раннему периоду его творчества и дает представление о важной части культурного наследия. На этюдах изображены церкви, монастыри, городские башни, крепостные стены.

 

Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих» 1942. Предоставлено: Государственный Музей Востока.
Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих» 1942. Предоставлено: Государственный Музей Востока.

 

Обосновавшись в Индии, Николай Константинович продолжает русскую тему в живописи. Художник переносит образы Древней Руси в окружение Гималаев. Он воспринимает Гималайские пики как символ человеческого духа; они трансформируются в образы русских героев («Святогор»).

В отдельном зале представлены картины зрелого периода жизни Н.К. Рериха, написанные в основном в путешествиях по Центральной Азии. По итогам двух своих знаменитых научно-художественных экспедиций в Кашмир, Лахул, Восточный Туркестан, Монголию, Тибет и Маньчжурию в 1920-е и 1930-е годы им было создано несколько тысяч полотен, среди которых «Цветы Тимура», «Мать Чингисхана», «Великая стена», «Цейлон», «Аджанта», «Тангла. Песнь о Шамбале», «Вестник» и другие.

Произведения Николая Рериха, в которых отобразились представления о культурном единстве России и Индии в древности, органично дополняет творчество Святослава Рериха.

Святослав Николаевич Рерих обращается к Востоку, ведь с 1931 года он жил и работал в Индии. Художник, обладая собственным неповторимым стилем, отразил в своей живописи любовь к жизни и труду, добро, религиозность – качества, которые извечно присутствуют в индийской культуре. В картинах, посвященных быту индийской деревни, жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием.  В «Зале Святослава Рериха» экспонируются картины «Весна», «Молчание», «Мы тоже ищем», «Моя маленькая сестра», «Девика Рани Рерих», «Рошан Ваджифдар».

Кураторы: Владимир Росов, Лариса Келим

 

Николай Рерих «Строят ладьи» 1903.Предоставлено: Государственный Музей Востока.
Николай Рерих «Строят ладьи» 1903.Предоставлено: Государственный Музей Востока.

 

Информация (на 18.12.2021):

Музей Востока на ВДНХ – Музей Рерихов. Павильон №13 «Здравоохранение».

Проезд до станции метро «ВДНХ».

Время работы: вторник, пятница, суббота и воскресенье – с 11:00 до 20:00, в среду и четверг – с 12:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей. Билеты можно купить в кассе павильона и онлайн.

https://www.orientmuseum.ru

Посещение музея при наличии QR-кода и документа, удостоверяющего личность.

 

Смотреть еще

За три моря Странствия Афанасия Никитина Государственный Музей Востока

За три моря. Странствия Афанасия Никитина.

С 07.12.2023 до 11.02.2024 в Государственном Музее Востока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *