С 22.06 по 28.06.2020.
ГМИИ им. А.С. Пушкина еженедельно дополняет онлайн-программу #НаединесПушкинским, объединяющую все интернет-проекты музея и представляющую новые форматы взаимодействия с аудиторией в период, пока музей закрыт для посетителей.
Полная информация обо всех онлайн-активностях в период, пока музей закрыт для посетителей, представлена на специальной странице #НаединесПушкинским на сайте музея — https://pushkinmuseum.art/media/online
Пушкинский.Youth. Лаборатория по исследованию миграции образов.
27 июня 2020 завершается экспериментальная молодежная программа «Лаборатория по исследованию миграции образов», запущенная осенью 2019 года направлениями «Пушкинский.Youth» и Пушкинский XXI.
На заключительной публичной встрече мы приглашаем вас погрузиться в изучение визуальной культуры, идей и метода Аби Варбурга, а также посмотреть, какие закономерности в прочтении изображений – от классических образов до современных жестов – открыли молодые исследователи, участники Лаборатории.
В 12:00 Наталия Мазур, первый проректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, профессор факультета истории искусств, выступит с лекцией «От Гомбриха до Варбурга: ре/эволюция одной исследовательской парадигмы». В лекции пойдет речь о том, как менялись взгляды М. Баксандалла, К. Гинзбурга и С. Рингбома – трех молодых ученых, работавших в библиотеке Института Варбурга в 1960-е годы, когда им заведовал Э. Гомбрих. Каждый из них постепенно открывал для себя метод создателя атласа «Мнемозина». Подробнее всего мы остановимся на работах выдающегося финского искусствоведа Сикстена Рингбома, до сих пор недостаточно известных в России.
Далее выпускники Лаборатории представят свои виртуальные кураторские экскурсии по созданным ими выставкам:
13:30 – Александра Пожарская, Екатерина Жутаутайте, «Открытое и закрытое». О чувствах, с которыми мы можем столкнуться в замкнутом пространстве при поиске одиночества или объятий собеседника (недоступных для нас какое-то время).
14:00 – Екатерина Иванова, Александра Рачина, «Божественное и человеческое». О поиске закономерностей в изображениях, темой которых являются возвышенное и земное, а также связей между классическими религиозными сюжетами, искусством пропаганды и поп-культурой.
14:30 – Анна Кудрина, «Реконструкция жеста». О роли жеста в изобразительном искусстве и о влиянии вариантов реконструкции на наше понимание произведения.
15:00 – Елизавета Кавунец, Ксения Погорелая, «Письмо и композиция». Об «универсальной» оппозиции левого и правого, о связи восприятия изображения с техникой создания произведения, а также со структурой письменности и особенностями визуальных культур Востока и Запада.
Чтобы прослушать лекцию и принять участие в виртуальных экскурсиях, необходимо пройти регистрацию. За полчаса до начала мероприятия на адрес электронный почты, указанный при регистрации, придет ссылка, позволяющая присоединиться к мероприятию.
https://pushkinmuseum.art/education/youth/laboratoria/index.php
Спросите хранителя
Серия онлайн встреч предоставляет возможность пообщаться с хранителями музейных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина и задать им вопросы. Трансляции встреч проходят в социальных сетях музея: Facebook, VK. Прошедшие встречи доступны по ссылке.
22 июня, 14:00 в прямой эфир выйдет Ирина Скопцова — научный сотрудник отдела искусства старых мастеров, хранитель коллекции мебели и прикладного искусства. Тема встречи: «Предметы коллекции мебели в экспозиции Пушкинского музея». Каждый предмет в музейных собраниях имеет свою уникальную и увлекательную историю, и мебель не исключение.
Ирина Николаевна расскажет о мебели в экспозиции Пушкинского музея. Слушатели узнают: интересные подробности о том, почему, как и из чего создавали предметы мебели в разные эпохи; детали из истории жизни экспонатов музея; с какими трудностями можно столкнуться при атрибуции произведений мебельного искусства. После вступительного рассказа Ирина Николаевна ответит на вопросы слушателей.
Онлайн-лекции
Трансляции проходят в социальных сетях музея: Facebook, VK, YouTube. Регистрация не требуется.
22 июня, 19:00 – «Жоан Миро в ореоле своих более двухсот пятидесяти изданий livre d’artiste». Из цикла лекций «Издания livre d’artiste в истории искусства ХХ века»
С участием Жоана Миро создано самое большое количество изданий livre d’artiste. Художник работал с ведущими издателями прошлого века. Стилистика работ Жоана Миро всегда узнаваема и неповторима. В чем секрет популярности художника? Чем его работы привлекают зрителя? В ходе лекции мы попробуем ответить на эти вопросы на примерах основных изданий livre d’artiste, созданных с участием Миро.
Авторский курс лекций коллекционера Бориса Фридмана повествует о самостоятельном жанре, возникшем в самом начале прошлого столетия и ставшем любимейшим занятием практически всех первых имен изобразительного и ваятельного искусств ХХ века. На конкретных примерах показаны многообразие жанра изданий livre d’artiste, отношения между художником, автором текста, типографом, печатником, дизайнером и издателем, для которых эта деятельность стала своего рода площадкой творческого общения. В изданиях livre d’artiste как в зеркале отражена история развития графического искусства ХХ века.
23 июня, 20:00 – «Вильденштейны. Династия». Из цикла «Судьбы коллекционеров второй половины XIX–XXI веков и роли художественного рынка в формировании музейных собраний».
Могут ли музеи существовать без коллекционеров и маршанов? Какова роль коллекционеров и маршанов в истории искусства? Этой вечной, но все еще болезненной теме, посвящен авторский курс лекций Сурии Садековой.
24 июня, 14:00 – «Генри Мур. Человеческое измерение». Из цикла «История британского искусства через призму выставок в ГМИИ им. А.С. Пушкина»
В 1991 году в России впервые была организована выставка, посвященная творчеству знаменитого британского скульптора Генри Мура. Сначала она была показана в Санкт-Петербурге (в Петродворце), а затем в Москве, в Пушкинском музее. Это был один из первых проектов, познакомивших российскую публику с представителями современной зарубежной скульптуры, работавшими с биоморфными и абстрактными формами.
Экспонаты выставки, относившиеся к разным периодам творчества мастера, рассказывали об истории его становления и постепенного завоевания художественного Олимпа. По следам выставки «Генри Мур. Человеческое измерение», мы пройдем той же дорогой и попробуем воссоздать картину жизни и творчества выдающегося художника и скульптора. Лекцию прочитает Наталья Кортунова.
25 июня, 19:00 – «Нам Джун Пайк: медиа как новая религия». Из цикла «20 коротких историй о современном искусстве».
В этом цикле собраны короткие истории о художниках, чьи произведения уже успели стать классикой современного искусства – от послевоенных лет до наших дней. Герои этих рассказов очень разные, а спектр их поисков включает живопись и скульптуру, видео и перформанс, масштабные инсталляции и работу с ландшафтом, и многое другое.
Объединяет всех выбранных для этого цикла персонажей их сосредоточенный, глубокий, философский подход к созданию искусства, требование полного погружения в творческий процесс. Результатом становятся произведения, способные замедлить ход времени, отключить зрителя от внешних раздражителей и настроить его на спокойное созерцание – состояние, которое ускользает от нас в мире высоких скоростей. Лекции читает Екатерина Кочеткова.
26 июня, 17:00 – «Мекка коллекционеров». Из цикла «Париж “безумных 1920-х”. Художественная жизнь, арт-рынок, коллекционеры».
Собирать современное искусство в 1920-е стало модно и престижно, и состоятельные клиенты со всего мира отправлялись за желанным «уловом» в парижские галереи. Многим не давала покоя история американца Альберта Барнса, ставшего поклонником искусства Хаима Сутина и Амедео Модильяни; свои жемчужины на парижском арт-рынке мечтал найти каждый коллекционер. На лекции мы составим каталог ценовых рекордов и знаменитых собраний, рожденных в Париже 1920-х. Лекцию прочитает Алексей Петухов.
Проект «100 способов прожить минуту». В рамках направления Пушкинский XXI
Пушкинский музей продолжает показ значимых медиапроизведений художников мирового уровня в разделе «Цифровой обмен».
24 июня, 19:00 – видеопрограмма берлинских художников Нины Фишер и Мароана эль Сани представит работы, объединяющие художественное исследование границ терпения и социальной среды, в которой мы формируем и накапливаем свои ожидания.
27 июня, 19:00 – премьерный показ аудиоинсталляции Таус Махачевой «Шаривари» – десять фантасмагорических цирковых новелл.
Все материалы проекта находятся в открытом доступе на сайте:
Произведения раздела «Цифровой обмен» доступны в течение суток с момента старта трансляции.