До 08.12.2017 в Галеев Галерее.
Пик известности Вильковиской как художника-гравера приходится на 1925 год, когда состоялась единственная персональная выставка ее работ. Это была вторая из серии выставок в Казанском музее, посвященных лучшим мастерам современной русской графики.
Творчество художника послереволюционной эпохи в силу того, что эта эпоха для одних была губительна, для других благотворна, всегда таит в себе драматический стержень.
Вере Вильковиской, как и многим в то время, не удалось избежать внутренних и внешних коллизий, мешавших ее полноценному росту как художника. Ей, девушке дворянских корней, одаренной ученице Николая Фешина, судьба, казалось, предопределила путь живописца. Ее ранние опыты говорят нам о влиянии учителя, что вряд ли кто пытался тогда избежать.
Круг друзей, единомышленников формировался постепенно, одним из тех, кто в дальнейшем оказался в нем, был ее соученик по фешинской мастерской – Константин Чеботарев, будущий глава казанских “левых”.
Общение с ним и его женой – Александрой Платуновой определило для Веры Вильковиской новые задачи в искусстве. В 1920-м она вошла в состав только что учрежденного художественного объединения “Всадник”, который сразу был обозначен как “графический коллектив”.
“Всадник” с самого начала взял курс на эстетизацию графики как вида искусства нового времени, с ручной печатью гравюрных папок-сюит, с авангардным подходом к книжной культуре, оформительству; с манифестами и декларациями, выставочными акциями.
Вера стала работать в гравюрных техниках: офорте, линогравюре, литографии и, особенно плодотворно, в ксилографии. Портретный жанр был избран как основной в творчестве, ее работы украсили два из четырех альманахов “Всадника”.
Портрет оказался именно той сферой ее интересов, которые были поддержаны ведущими художественными критиками. Петр Дульский в своем обзоре в московском выпуске “Гравюра и книга” (1925) выделяет Вильковискую как лучшую среди ксилографов Казани.
Владимир Адарюков включает художника в свой словарь “Современных русских граверов”, а Всеволод Воинов предложил Вере Вильковиской участие в эпохальной выставке “Русская ксилография за 10 лет (1917–1927)”, состоявшейся в Русском музее.
Разгон, не только АРХУМАСа, но и всего казанского левого фронта в целом (1926), вынудил Веру переместиться в Москву, в которой она так и не нашла тех возможностей, что позволили бы утвердиться ей в своей “вере”.
Она вела скромную неспешную жизнь – внешне неприметную, внутренне напряженную. Занималась рисованием с детьми в школах, с любителями-дилетантами в их нерабочие часы в Доме учителя Таганского района.
Изредка навещала на Николиной Горе свою подругу по Казани – Надежду Сапожникову, в прошлом – модель блистательных портретов Фешина.
Но к серьезному творчеству более не возвращалась. В ноябре 1941-го в обстановке хаоса и паники она приняла решение уехать из Москвы в Казань, к своей матери. Там она и скончалась от голода и болезней.
Выставка Веры Вильковиской – первый показ ее работ в Москве – стал возможен благодаря бережному отношению к немногим сохранившимся работам ее наследников, проживающих в Москве, Казани, Алма-Ате и Торонто.
Почти все холсты и графические произведения усилиями реставраторов были приведены в экспозиционное состояние, позволяющее объективно судить о творческом пути художника.
Работы Веры Вильковиской представлены и в крупных музейных собраниях страны: ГРМ, ГМИИ им. Пушкина, ГМИИ РТ, а также в частных собраниях Москвы.
Информация (на 08.07.2017):
Галеев Галерея.
Адрес: Большой Козихинский переулок дом 19/6, строение 1 (вход в арку дома 17 по Б.Козихинскому).
Ближайшие станции метро «Пушкинская» и «Тверская».
Часы работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 19:00, выходной день – понедельник.
Посещение выставки бесплатное.