Понедельник , 24 марта 2025

Дар Бориса Николаевича и Таис Логиновны Васильевых. Избранное.

С 12.02 до 24.02.2025 в Государственном Русском музее – Михайловский дворец.

Государственный Русский музей представляет в Михайловском дворце выставку «Дар Бориса Николаевича и Таис Логиновны Васильевых. Избранное».

Борис Николаевич Васильев (1924–2011) – один из известнейших петербургских коллекционеров. Те, кто его знал, отмечали широту интересов Бориса Николаевича, его энергию, активность и максимальное погружение в предмет своего увлечения. Его коллекция славилась разнообразием и масштабами, главным образом, благодаря графическим произведениям.

Графике и редким книгам Борис Николаевич отдавал предпочтение, и за долгие годы приобрел репутацию большого любителя и знатока на этом поприще. Страсть собирательства по собственному его признанию, жила в нем всегда. О неизбежности ее проявления Борис Николаевич рассказал в своей книге «Записки собирателя. Счастье познания и обладания», вышедшей в свет 2008 году с посвящением «Другу, помощнице и жене Васильевой Тае».

Был он, несомненно, человеком творческим и истинным петербуржцем. Едва ли не теми же словами охарактеризовал Бориса Николаевича Васильева искусствовед Г.И. Чугунов в написанной им 30 лет назад статье к каталогу не состоявшейся в Русском музее выставки «Из коллекции Бориса Николаевича Васильева».

Б.Н. Васильев родился в Ленинграде. Отец, Николай Александрович, инженер и изобретатель, неплохо рисовал и активно приобщал к этому занятию сына. Тетя – Наталья Васильевна Граудин – художник, училась к К.А. Коровина, была вхожа в художественную среду Петербурга. Бабушка – Елизавета Петровна – постоянно водила внука в театры, на выставки, в музеи и на концерты.

Когда Васильеву исполнилось 17 лет, началась Великая Отечественная война. Он ушел на фронт и прослужил до победы артиллерийским разведчиком. После войны Борис Николаевич получил профессию инженера-механика и вскоре был назначен начальником цеха на одном из ленинградских заводов. Довольно высокая по тому времени зарплата позволяла ему заниматься любимым делом.

Формирование коллекции началось в 1950-е годы с книжных редкостей. За книгами последовал интерес к оригинальной графике. В 1964 году Борис Николаевич поступает на вечерние курсы Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, которые заканчивает через четыре года с правом преподавания рисунка. Однако, художником он не стал, а вкладывал весь полученный опыт в собирательскую деятельность.

С конца 1960-х годов Б.Н. Васильев все чаще приобретает живописные произведения, среди которых немало полотен известных художников, а также гравюры, русский и зарубежный фарфор, миниатюры, архивные материалы. Широта интересов Бориса Николаевича, умение рисковать – (он часто говорил, что «ошибки в приобретении бьют по карману, но добавляют знания надолго»), – определили разнообразие и, подчас, неравноценный состав коллекции.

Ядро собрания составили произведения русских художников конца ХIХ – первой половины ХХ века. Ему удалось найти и приобрести немало работ признанных мастеров живописи и графики: Ивана Айвазовского, Ильи Репина и Аркадия Рылова, Константина Коровина и Бориса Григорьева, Александра Маковского и Альберта Лаховского, Зинаиды Серебряковой и Александра Бенуа, Виктора Замирайло и Анны Остроумовой-Лебедевой, Владимира Лебедева и Александра Самохвалова, Павла Басманова и Юрия Сырнева и других.

Борис Николаевич Васильев всегда был готов делиться своими находками и приобретениями. Произведения из его собрания постоянно участвовали в выставках. Борис Николаевич был щедрым дарителем: он неоднократно передавал как отдельные работы, так и группы произведений музеям России –от Ленинграда – Петербурга до Комсомольска-на-Амуре.

В 1989 в Русском музее прошла выставка «Из книжного собрания Бориса Николаевича Васильева» (автор статьи и составитель Н.М. Васильева) в Садовом вестибюле Русского музея, а в 1986 при его содействии Русский музей получил в отдел рукописей письма вдовы художника В.И. Шухаева.

Заветной мечтой Бориса Николаевича была передача собранной им за долгие годы коллекции в Русский музей. При его жизни этому не суждено было случиться. Спустя 12 лет после его скоропостижной кончины вдова коллекционера, Таис Логиновна Васильева, выразила желание исполнить завещание мужа. В течение последних двух лет она передала в дар музею около 200 произведений живописи и графики.

На выставке представлена лишь небольшая часть из них, предполагая полноценный показ в будущем, поскольку большинство подаренных произведений нуждаются в реставрации и всестороннем изучении. Наша небольшая выставка – дань памяти Борису Николаевичу и благодарности Таис Логиновне Васильевым. В пространстве Садового вестибюля на нескольких музейных стендах произведения размещены так, как если бы их развесил на стенах своей скромной квартиры на Ланском шоссе сам Борис Николаевич.

Информация (на 06.02.2025):

Государственный Русский музей – Михайловский дворец.

Адрес: город Санкт-Петербург, Инженерная улица, дом 4.

Ближайшие станции метро: «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Время работы: понедельник с 10:00 до 20:00, среда, пятница, суббота и воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг – с 13:00 до 21:00. Вторник – выходной – день.

Информация о билетах и порядке посещения — https://www.rusmuseum.ru/about/tickets/

Смотреть еще

Паркинг галерея Зарядье Выпуск История. Академия Глазунова Две эпохи на Мясницкой

Выпуск. История. Академия Глазунова. Живопись, ваяние и зодчество. Две эпохи на Мясницкой.

С 20.02 до 06.04.2025 в Паркинг Галерее Парка «Зарядья».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *