Воскресенье , 6 октября 2024

Угол зрения.

С 17.08 до 08.09.2024 в МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели.

Российская Академия Художеств и Липецкий областной краеведческий музей представляют выставку, приуроченную к 70-летию со дня образования Липецкой области.

Проект «Угол зрения» отражает определенный взгляд на историю липецкого искусства и исследует особое мировосприятие творца, которое трансформируется в художественное произведение. Основу экспозиции составят около 100 живописных полотен и скульптур известных липецких мастеров из фондов музея.

Основание Липецкой области в 1954 году и открытие регионального отделения Союза художников СССР в 1957 году способствовало формированию живописной среды города и обусловило активное притяжение молодых авторов.

Большую роль в этом сыграли воспитанники Елецкого художественного училища – Е.П. Сальников, В.Д. Дворянчиков, В.И. Королев, А.М. Сорочкин, В.Я. Соболев, а также один из преподавателей В.С. Сорокин. Именно в Липецке расцвел мощный талант блестящего выпускника Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, воспитанника И.Э. Грабаря, С.В. Герасимова и А.А. Осмеркина, прославивший и живописца, и этот край. Вскоре группа художников стала известна на всесоюзном уровне.

В различных оттенках многообразия липецкого искусства возможно выделить две ведущие линии. Одна из них – это традиция лирического пейзажа, сосредоточенная на абстрактном, философском созерцании, неограниченная в своих живописных воплощениях. На другом полюсе – композиционно выверенные произведения с безупречно отточенным навыком рисунка, в которых чувствуется дыхание и пластика монументального искусства.

Наиболее ярко проявившими себя в этом направлении художниками справедливо будет назвать Александра Сорочкина и Вилена Дворянчикова, работы которых отличаются ярко выраженной графической составляющей и ограниченной цветовой гаммой. Евгений Сальников предстает в своих работах уверенным мастером, имеющим за плечами опыт учебы в мастерской у известного монументалиста Александра Дейнеки, и увлеченным творцом, способным отразить яркий мир через призму оригинального художественного видения.

Среди тем, характерных для липецких живописцев, в большей степени заметны мотивы свободного пространства, тяготеющего либо к колористическим поискам в абстракции, либо к строгой геометрии форм, выраженной графически. В этих настроениях выполнены пейзажи В.Я. Соболева, А.Л. Жданова, В.П. Слушника, Д.А. Дикарева, Е.Н. Иноземцева, А.А. Удодова, В.Е. Вяльцева, С.И. Потапова, А.П. Леликова, В.И. Королева, Л.В. Скаргиной, а также В.Р. Микитюка.

В узком жанре портрета чувствуется больше интуитивное вглядывание в современников, зачастую с использованием тех же приемов широко взятого окружения, которое портретируемый как бы заимствует для выражения собственного характера. В качестве примера этого особого подхода к портрету можно назвать, в первую очередь, работу Е.П. Сальникова «В.С. Сорокин в саду» 1987 года, а также – «Девушку в шубе» Н.И. Климова и женские образы кисти Н.Ф. Углова.

Широкое распространение имеет и жанр натюрморта, преобладающий в творчестве некоторых авторов, например – Виктора Пичугина, который в камерности предметов интерьера выстраивает иносказательные образные ходы, превращая каждое небольшое полотно в большую сцену.

В работах Александра Сорочкина чувствуется влияние сурового стиля – на это указывают, например, стилистика и композиционные особенности картины «Мой двор». Для Сергея Бугровского, представленного в экспозиции полотном «Экологический натюрморт с закатом и бутылками», этот жанр открывал поле для экспериментов в области метафизики.

В оптике одного из наиболее почитаемых мастеров липецкой живописи В.С. Сорокина натюрморт превращается в колористическое полотно, в котором важнее всего – интенсивно заряженное пятно цвета и игра с дальними планами, что особенно проявилось в работе «Зимнее окно».

Столичные зрители увидят в академических залах станковые скульптуры: портреты современников, работы на библейские сюжеты и произведения, представляющие предметы неизвестных цивилизаций. Особняком стоит фигура Юрия Гришко – мастера камерной пластики, чья художественная манера отличается глубоким психологизмом и утонченной лепкой формы.

Работы художников проекта «Угол зрения», представленные в экспозиции, отражают многогранность собранных вместе индивидуальностей. Выставка предлагает каждому неравнодушному по достоинству оценить не только уникальность и своеобразие липецкого искусства, но проследить традиции и тенденции его развития.

Текст составлен Управлением информации (пресс-службой) РАХ на основе статьи М.Ю. Плесеинова.

Информация (на 23.07.2024):

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели.

Адрес: улица Пречистенка, дом 19.

Ближайшие станции метро – «Кропоткинская» и «Парк Культуры».

Время работы: вторник, среда, четверг, суббота с 12:00 до 20:00, в пятницу с 12:00 до 22:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей льготные категории – 100 рублей.

https://www.rah.ru

Смотреть еще

Когда камень был железом. Липецкий областной краеведческий музей.

Когда камень был железом.

С 22.05 до 21.08.2024 в Липецком краеведческом музее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *