В День семьи, любви и верности 8 июля 2024 в Государственном Историческом музее представят уникальные брачные венцы XVII – XVIII веков, возрожденные реставраторами.
Венец – ритуальный головной убор, имеющий древнее происхождение. Круглая форма убора тесно связана с солярной символикой, которая отражает не только устойчивое представление о цикличности времени, но и обозначает сакральное значение этого предмета. Его важность подтверждается уже тем, что в «Словаре русского языка XI-XVII вв.» приведены одиннадцать значений слова «венец».
«Исторический музей обладает крупнейшей в России коллекцией деревянных брачных венцов XVII– XIX вв. Она уникальна по своему характеру, весьма разнообразна по составу и представляет собой исторически сложившийся целостный комплекс памятников, позволяющий изучать не только тенденции развития русского церковного искусства, но и национальную культуру и традиции», – рассказал Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.
Специалистами были отреставрированы две пары брачных венцов XVII- XVIII веков. Технология создания брачных венцов из дерева тесно связана с традиционным иконописанием. На деревянную, лубяную или берестяную основу обычно накладывали паволоку, затем грунтовали и расписывали темперными красками.
Причем уборы чаще всего создавались из цельного деревянного блока, путем выдалбливания сердцевины, после чего заготовку обрабатывали стамеской, либо вытачивали на токарном станке. Луб и бересту подготавливали традиционным способом, делая с одной стороны надрез, а потом сшивали пенькой или льняной нитью. Иногда обруч соединяли, вставляя или врезая одну часть в другую, применяя различные виды креплений, например, так называемый ласточкин хвост.
Благодаря поддержке благотворительного фонда «Доброта Севера» и компании «Северсталь» была проведена реставрация уникальный памятников из собрания Исторического музея и подготовлено издание «Деревянные брачные венцы XVII-XVIII веков в собрании Исторического музея».
В книге представлены шестьдесят три уникальных свадебных убора, различных по декору, конструкций художественного достоинства. Книга является первой публикацией коллекции и дает возможность специалистам и широкому кругу читателей познакомиться с этим уникальным явлением отечественной культуры.