Среда , 4 декабря 2024

Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2

С 20.06 до 27.10.2024 в Доме-культуры ГЭС-2.

Дом культуры «ГЭС-2» открывает выставку «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» — международный проект с приглашенными кураторами Франческо Бонами и Зельфирой Трегуловой. В экспозиции будут представлены работы знаковых художников ХХ столетия, в том числе метафизическая «Свеча» (1982) Герхарда Рихтера, кубистический «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) Пабло Пикассо, авторское повторение «Черного квадрата» (ок. 1923) Казимира Малевича и «Эскиз к портрету» (1953) Фрэнсиса Бэкона.

В диалог с произведениями Эрика Булатова, Фрэнсиса Бэкона, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Пабло Пикассо, Герхарда Рихтера, Александра Родченко, Энди Уорхола вступают не только работы конца XIX и начала XXI века, но и само здание Дома культуры. Реконструированное по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно, оно оказывается одновременно и первым произведением, которое видит зритель, и фоном, контекстом всего проекта.

Зельфира Трегулова, куратор выставки:

«Выставка «Квадрат и пространство» рассказывает о главных художественных инновациях XX века и огромной роли отечественного искусства в этом процессе. Точкой отсчета становится прорывной «Черный квадрат» Малевича, оказавший огромное влияние на все мировое искусство, а завершает экспозицию одна из лучших работ Ильи Кабакова, создавшего концепцию тотальной инсталляции. От плоскости холста с черным квадратом до погружения в пространство архитектуры „ГЭС-2“ и пребывания внутри артефакта — таков путь, по которому пройдет зритель».

В проекте параллельно разворачиваются две истории.

Первая — о том, как пространство творчества постепенно разрастается от небольшого квадрата холста до масштабов здания Дома культуры и как одна картина, предвещающая конец живописи вот уже более сотни лет, служит стимулом для все новых открытий.

Вторая — история взаимоотношений произведения и зрителя за последние полтора века, за которые работы художников из центра внимания постепенно сместились на периферию, став своего рода «рамкой для селфи». Малевич предсказывал подобные изменения в искусстве, музее и зрительском восприятии еще в начале XX века, а столетие спустя итальянский архитектор Ренцо Пьяно задумал проект превращения электростанции в Дом культуры «ГЭС-2» таким образом, чтобы подчеркнуть этот антропологический сдвиг.

Своей реконструкцией Ренцо Пьяно отвечал на заданный когда-то одной картиной Малевича вопрос: для кого и для какого места создается искусство? Каждый экспонат выставки «Квадрат и пространство» предлагает свои ответы, и каждый посетитель — будь то увлеченный зритель, фланер или любитель селфи — найдет здесь занятие себе по душе.

Франческо Бонами, куратор выставки:

«Эта выставка рассказывает о том, как развитие искусства и музея шло параллельными путями. Музеи чем дальше, тем больше сосредотачивались на архитектуре: из хранилищ искусства они превращались в фон, в культурный контекст в самом широком понимании, и Дом культуры «ГЭС-2» служит наглядным примером такой трансформации. Малевич, чей «Черный квадрат» представляет собой размышление о природе искусства вообще и живописи в частности, предвосхитил роль архитектуры в восприятии, осмыслении, бытовании искусства».

К выставке будут изданы каталог — калейдоскоп произведений искусства, представленных в проекте, и сопровождающий его сборник текстов о природе творчества, написанных художниками и теоретиками — авангардистами и нашими современниками.

Кураторы выставки Зельфира Трегулова и Франческо Бонами задаются вопросом, какую роль в истории искусства сыграл «Черный квадрат» Малевича: как именно эта картина предвосхитила дальнейшие художественные эксперименты, из которых родилось современное искусство в сегодняшнем понимании. Дизайнер Евгений Корнеев, основатель проектного бюро «Раздизайн», придал каталогу форму квадрата, отсылающую к заглавному произведению.

Темы выставки задают траекторию для публичной программы – она вобрала в себя дисциплины, где ярче всего проявляется влияние идей авангарда. Программа начнется 27 июня с дискуссии кураторов Зельфиры Трегуловой и Франческо Бонами, а модератором станет искусствовед Сергей Фофанов.

В июле–августе будет работать ридинг-группа, посвященная причинам и механикам художественных трансформаций в современном искусстве, а осенью начнется поэтическая лаборатория авангардного письма. Участники попробуют расшатать не только строй языка, но и собственные представления о том, как может выглядеть и звучать поэзия.

На протяжении всех месяцев работы выставки будут проходить медиаторские и школьные туры, а также события, ориентированные на глухих, незрячих и нейроотличных посетителей. Для семейной аудитории готовится детский путеводитель и разрабатывается серия воркшопов с художником Алексеем Лукой.

Кураторы: Зельфира Трегулова и Франческо Бонами.

Информация (на 03.06.2024):

Дом культуры «ГЭС-2».

Адрес: Болотная набережная, дом 15.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: понедельник – воскресенье с 10:00 до 22:00.

Вход в музей бесплатный, по регистрации на сайте — https://v-a-c.org/ges2/ges-2-house-of-culture-opening-registration

Смотреть еще

Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937. Центр «Зотов».

Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937.

С 06.03 до 14.07.2024 в Центре «Зотов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *