07.06.2024.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина завершил исследование полотна «Христос и грешница» из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника и подтвердил авторство итальянского художника Антиведуто Граматики (1571–1626).
Анализ картины был осуществлен группой специалистов ГМИИ им. А.С. Пушкина, в которую вошли технологи, реставраторы, искусствоведы. После завершения исследования произведение временно займет место в постоянной экспозиции Пушкинского музея. Руководитель проекта: Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Полотно «Христос и грешница» находилось в коллекции представителя древнего дворянского рода, отставного полковника лейб-гвардии Гусарского полка Владимира Семёновича Храповицкого. В собрание будущего Владимиро-Суздальского музея-заповедника работа поступила как картина «неизвестного художника эпохи Позднего Возрождения».
Впервые принадлежность создателя полотна к итальянской школе предположил в 1924 году директор Владимирского губернского музея А.И. Иванов, назвав имя неаполитанского мастера Луки Джордано. В 1996–1997-м картину реставрировал известный владимирский специалист А.П. Некрасов (1927–2007). Версию об авторстве Джордано высказал и автор-составитель каталога выставки, посвященной 50-летию деятельности Владимирских художественно-реставрационных мастерских, А.И. Скворцов.
В 2021 году исследователь из Нижнего Новгорода, кандидат искусствоведения С.С. Акимов, основываясь на сравнительном стилистическом анализе произведения, выдвинул аргументы в пользу авторства Антиведуто Граматики. В 2023-м полотно было подвергнуто исследованию в Лаборатории изучения культурного наследия ИТМО (Санкт-Петербург), результаты которого позволили подтвердить оригинальный (т.е. не копийный) характер живописи.
Специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина завершили комплекс исследований картины – как на стилистическом уровне (его проводила В.Э. Маркова), так и на технико-технологическом (начальник отдела научно-технического обеспечения реставрационных работ – Ю.В. Питеря, эксперт по технико-технологической экспертизе музейных предметов – Д.А. Соловьёва).
Результаты исследования:
- по морфологическим особенностям холст можно соотнести с т.н. римскими холстами, широко применявшимися в качестве основы для живописи итальянскими мастерами первой половины XVII века;
- изучение красочного слоя не выявило авторских изменений как композиции в целом, так и отдельных деталей;
- при исследовании картины в отраженных ИК-лучах был сделан вывод, что живопись выполнена без предварительного рисунка графическим материалом. Композиция была намечена непосредственно кистью, коричневой охрой. Отсутствие авторских изменений свидетельствует об основательной проработке композиции уже на стадии предварительного наброска.
По совокупности технико-технологических признаков (таких, как тип и способ подготовки основы, технические приемам живописи, использованные пигменты и наполнители, особенности естественного старения материалов), исследуемая картина была создана в Риме одним из последователей Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610).
Принадлежащая к собранию Владимиро-Суздальского музея-заповедника картина «Христос и грешница», созданная в начале XVII века художником Антиведуто Граматикой, другом и последователем Караваджо, без сомнения, принадлежит к числу не только значительных, но и редких произведений итальянской живописи эпохи раннего барокко.
Полотно займет место в постоянной экспозиции музея – в зале итальянской живописи XVII века, где останется до 22 сентября 2024 года.