Понедельник , 26 февраля 2024

Греческий сюжет. Страницы жизни и художественные коллекции князя Н.Б. Юсупова.

С 30.11.2023 до 27.02.2024 в Музее-заповеднике «Остафьево» — «Русский Парнас».

В Музее-заповеднике «Остафьево» — «Русский Парнас» открывается выставка «Греческий сюжет. Страницы жизни и художественные коллекции князя Н.Б. Юсупова».

Античная культура заложила основу для современной европейской цивилизации. Интерес князя Н.Б. Юсупова (1751–1831) к Древней Греции, ее языку и культуре, проявленный в период обучения в Лейденском университете, удивлял не только его знакомых, но и восхищал ученых-эллинистов того времени. Выставка позволяет совершить воображаемое путешествие в прошлое и взглянуть на историю античной цивилизации «глазами» князя.

Благодаря вкусу, знаниям, богатству устроителя усадьбы Архангельское князя Н.Б. Юсупова и его потомков, классические образы искусства признанной колыбели европейской цивилизации появились и хранятся в России. Все они являются предметами восхищения и служат великолепными образцами для подражания.

Античные сюжеты нашли свое воплощение в произведениях французских и итальянских художников XVIII века: Франсуа Лемуана «Аполлон, преследующий Дафну», Луи Гоффье «Орфей», Якопо Амигони «Вакх и Ариадна». Картина «Разрушение Трои» голландца Герарда де Лересса посвящена трагическому завершению легендарной Троянской войны, сказания о которой слагались древними греками еще в догомеровскую эпоху.

В 1790-е годы князь занимал пост директора Императорского фарфорового завода, а позже открыл собственное фарфоровое заведение в Архангельском. Не удивительно, что его интерес к античной истории отразился в художественных поисках мастеров – тарелка «Юпитер и Юнона» представляет собой прекрасный образец росписи, выполненной в мастерской усадьбы. Примерно в это же время в коллекции князя появляются фарфоровые произведения Мейсена (бокал и блюдце «Юпитер, Юнона и Ио») и Венской мануфактуры (тарелка «Юпитер и Юнона») на эту же тему.

Скульптура была особым видом искусства для древних греков, главным художественным языком эпохи. Целая портретная галерея, выполненная с античных образцов в XVIII–XIX вв., составила значимое собрание князя Н.Б. Юсупова: бюсты Аполлона Бельведерского и Мельпомены, Гомера и Эврипида, торс Афродиты – дают возможность хотя бы частично реконструировать публичные пространства, которые так были важны для античного мироустройства. Это отсылка к «золотому веку» цивилизации, мечта об утраченном идеальном мире, где скульптура исполняла гимн красоте, человеку и его возвышенным устремлениям.

Красота во всем окружала князя – ампирные подсвечники-кариатиды, мраморные вазы-амфоры, урны с бронзовыми ручками и гирляндами цветов, чаши, украшенные акантовыми листьями, изящные вазы-ароматницы. На выставке представлено редкое майоликовое блюдо из Урбино «Юпитер, поражающий гиганта молнией» XVI века.

Философские и эстетические представления античности легли в основу культуры средневековья и пышно расцвели в эпоху Ренессанса. Творения античного гения были признаны классикой, которые можно повторить, но превзойти невозможно. По сути, все ключевые идеи европейской культуры были высказаны и воплощены в античности.

Горячий интерес Н.Б. Юсупова к литературе и философии Древней Греции нашел свое отражение в его уникальной по объему и значимости библиотеке. Князь не только свободно читал по-гречески, но и занимался аналитическим сравнением различных переводов «Илиады» Гомера, переписывался с ведущими учеными, такими как Л.К. Валькенар, встречался и читал древние рукописи с Ж.Б. Виллуазоном.

Во время своего первого путешествия по Европе Н.Б. Юсупов посещал различные библиотеки, где знакомился с их устройством, приобретал специальные пособия – руководства по организации книжных собраний и каталогов. В библиотеке князя хранился «Кабинет библиотеки св. Женевьевы» Клода дю Молине (1692), каталоги собрания рукописей библиотеки Московского Святейшего Синода и Синодальной типографии (1776, 1805) и др.

Редчайший экспонат – каталог собственной библиотеки князя Юсупова (Catalogue De La Bibliotheque du Prince Youssoupoff), представленный на выставке, содержит сведения о 10859 книгах, распределенных по 16 тематическим разделам с указанием автора, названия, года, места издания и формата. Книги, посвященные нумизматике и путешествиям, архитектуре и искусствам, театру и истории, атласы, карты, чертежи – многие из них имеют владельческие пометки – показывают, насколько разносторонними были интересы князя Н.Б. Юсупова.

Логичным продолжением увлечения античностью стали коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке князя. Среди них: «Дактилиотека Липперта», созданная между 1805–1817 годами дрезденским мастером Г.Б. Рабенштайном. Собрания слепков с резных камней (гемм) появились в XVIII веке и получили название «дактилиотека» (ларчик).

Систематизированные коллекции слепков, снабженные специальными каталогами, служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения мифологии и искусства Древней Греции и Рима. Они были очень популярны среди коллекционеров и любителей античности как в Западной Европе, так и в России.

Всплеск интереса к античной истории не обошел стороной и Англию XVIII века. Именно там были выполнены два редких дубовых шкафа-серванта, украшенные знаменитым Дж. Веджвудом пластами из яшмовой массы с мифологическими сюжетами.

В экспозиции представлено более 200 предметов из художественных коллекций Государственного музея-заповедника «Архангельское», почти треть демонстрируется впервые. Выставка не содержит собственно античных вещей, в целом охватывает период XVI–XIX веков и опирается на произведения искусства и литературы XVIII столетия, так или иначе связанные с сюжетами древнегреческой мифологии, истории и литературы.

Разнообразные предметы и любопытные истории из жизни знаменитого владельца усадьбы «Архангельское» сложились в замысловатый лабиринт, который стоит пройти несколько раз. Подарком для любознательных посетителей станет возможность прочитать некоторые страницы демонстрируемых изданий. Для всех, кто хочет продолжить знакомство с памятниками древнегреческой культуры, подготовлены специальные печатные издания.

 

 

Информация (на 30.11.2023):

Государственный музей-заповедник «Остафьево» — «Русский Парнас».

Адрес: г. Москва, п. Рязановское, с. Остафьево, улица Троицкая, дом 1А.

Время работы:

Парк открыт ежедневно 8:00 до 23:00, вход до 22:00. С 8:00 до 10:00 — вход в парк бесплатный; с 10:00 — согласно установленным ценам.

Музей открыт для посещения: вторник — пятница, воскресенье с 10:00 до 18:00, в субботу с 10:00 до 21:00, понедельник — выходной день. Последняя пятница месяца с 12:00 до 18:00.

Входной билет в парк: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 70 рублей.

Входной билет в музей на постоянные экспозиции: взрослые – 300 рублей. Льготные категории – 250 рублей.

Входной билет на временные выставки: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 70 рублей.

http://www.ostafyevomuseum.ru

 

Смотреть еще

Фестиваль Рождество в Архангельском 2023 Программа концертов

Фестиваль «Рождество в Архангельском».

С 16.12.2023 по 06.01.2024.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *