Среда , 4 декабря 2024

Кабинет редкостей. Медичи навсегда.

С 21.11 до 24.12.2024 в ГМИИ имени А.С. Пушкина — Главное здание.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку из цикла «Кабинет редкостей» «Медичи навсегда. Памятники флорентийской сфрагистики и нумизматики XVI–XVIII веков».

В рамках проекта экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства из фондовых хранилищ. Выставка посвящена важному открытию сотрудников нумизматического отдела музея – атрибуции уникальной итальянской печати XVI века. Представленные в экспозиции предметы происходят из собрания Пушкинского музея и почти все экспонируются впервые.

На выставке представлены монеты и произведения медальерного искусства XVI–XVIII веков, связанные с династией Медичи, в том числе медаль 1716 года на кончину пфальцграфа Иоганна Вильгельма II, недавно приобретенная музеем. Согласно эпитафии на оборотной стороне, заказчиком этой медали была супруга пфальцграфа Анна Мария Луиза Медичи (1667–1743), дочь великого герцога Тосканы Козимо III.

Анна Мария завещала Флоренции все собрания произведений искусства, принадлежавшие ее семье, с условием, что они никогда не покинут пределов города. Экспозицию дополняет портрет Козимо I Медичи, великого герцога Тосканского, работы мастерской Аньоло Бронзино. Центральный экспонат – настольная печать с фигурной ручкой, принадлежащая представителю рода Медичи.

На заре эпохи Возрождения итальянская знать перестала довольствоваться традиционными геральдическими символами, которые были недостаточно «индивидуальны» и не отражали личные качества, стремления и заслуги. Возникают особые личные знаки, которые позднее получили название «импрезы» (imprese).

В середине XV века появляются знаки Медичи: бриллиантовый перстень, два или три пера и лента с девизом SEMPER (лат. «Всегда» или «Навсегда»). Со временем они выпадают из «личного» поля и становятся знаками семьи почти наравне с гербом.

Специалисты смогли атрибутировать печать благодаря нескольким значимым элементам. На матрице печати, представленной на выставке, присутствует примечательное изображение: три пера, между которыми пропущена бандероль с легендой SEMPER. В нижней части перья продеты в горизонтально расположенное кольцо или диадему.

Эти символические элементы знакомы специалистам, занимающимся итальянской личной эмблематикой, и позволяют ассоциировать печать с представителями дома Медичи. Об этом также говорят и другие детали печати, например, красный шар в навершии, называемый Palla dei Medici (ит. «Шар Медичи»).

Серебряная головка, которая украшает навершие печати, сама по себе не имеет глубокого символического значения, однако схожие головки служили украшением ряда флорентийских гербов и особенно герба Медичи. Двойной (точечный и линейный) ободок в целом типичен для флорентийских печатей XV–XVII веков.

Во флорентийской сфрагистике нет прямых аналогий для подобной печати и нет экземпляров, где на единственной матрице была бы представлена только импреза. Однако существуют многочисленные примеры двойных печатей. У них основная матрица круглой или овальной формы имеет изображение герба и надпись с именем владельца, а добавочная матрица меньшего размера повторяет форму основной матрицы и имеет либо более простое изображение герба, либо монограмму, либо (очень редко) другое изображение, но почти всегда лишена надписи.

 

 

Информация (на 24.11.2023):

ГМИИ имени А.С. Пушкина – Главное здание – Итальянский дворик и Белый пол (площадка перед залом № 7).

Адрес: улица Волхонка, дом 12.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: вторник, среда, суббота и воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг и пятницу – с 11:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Информация о стоимости билетов — https://pushkinmuseum.art/visitors/tickets/

 

Смотреть еще

Пространство времени. Из коллекции медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина. Культурный центр Левашовский хлебозавод, Санкт-Петербург.

Пространство времени. Из коллекции медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.

С 09.07 до 04.08.2024 в Левашовском хлебозаводе, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *