С 07.11 до 03.12.2023 в Галерее «Файн Арт» в ЦСИ «Винзавод».
Галерея «Файн Арт» в Центре современного искусства «Винзавод» представляет персональную выставку Глеба Солнцева «Метод Персон».
Про выставку.
Новая выставка Глеба Солнцева представляет зрителю портреты «героев нашего времени». Кто же это? Кто эти — Они? Проблемный молодняк? Жители окраин? Почитатели заунывного альтернативного саунда? Пассивно-агрессивный контингент? Неужели есть только такие? Не перевелись ли еще весьма своеобразные «БОГАТЫРИ» земли российской?
Дело не в этом. НЕ социальный аспект интересует Глеба Солнцева, а духовный и ментальный. Люди, которым не придается большого значения и оказавшиеся за бортом капиталистических достижений и гламура обладают глубинным и корневым содержанием. Они – есть образ. Который больше чем их судьбы и конкретика характеров.
Можно сказать, что Глеб Солнцев создает оду «простому народу», далекому от высокого искусства. Так или иначе любой россиянин всегда в первую очередь просит художника— «Нарисуй меня»! Все художники это знают. Единственным предпочтением подобного рода просителей является – «чтобы все было понятно».
А единственной строгостью формы является несхожесть манеры изображения с творческими изысками Пикассо (например). Про Малевича вообще надо забыть. Так как спор о его творчестве приводит к физическим увечьям.
Про название.
Название выставки выбрано не случайно. Со времен Советской власти, которая быстро разобралась с «интеллигентской мазней» и постановила любить реализма вплоть до «девяностых» широкая публика видела только реализм, в том числе, реализм старых мастеров. Фотографически дотошные передвижники служили образцом русской традиции.
Также важно, что жанр портрета занимал в этом инфо-потоке немаловажную роль. Портреты передовиков, вождей, героев – были словно иконы для жителей одной шестой части суши.
Задолго до этих событий был на Руси весьма важный для становления портретной живописи в России жанр – Парсуна. Парсуна— тесно связана со словом «персона». Сегодня — Персона — это не описание реального человека, а обобщенный портрет целевой аудитории. Да! Сегодня мы мыслим именно так. То есть персона —искусственный персонаж, описание которого основано на сведениях о реальных людях.
Так называемый «Метод персон» используется для создания программного обеспечения, которое пишется не под среднестатистического человека, а под пользователя, обобщенного алгоритмом. Несмотря на «электронный след», используемый в создании выставки, и это важно для раскрытия темы, есть и «иконный подход».
Название же выставки Глеба Солнцева связано с главным в парсуне – передаче художником характерных, типичных черт, подчёркивающих статус человека, но не его личностные характеристики; так как в парсуне портретное сходство передавалось условно. Ну и самое главное—в случае с выставкой Г. Солнцева к слову «парсуна» можно сделать английскую приставку «i», что может объясниться не только уважением к творчеству культового писателя Пелевина, но и следующими обстоятельствами.
Про симбиоз сознания художника и искусственного интеллекта.
Название выставки не совпадает с кодовым названием всего проекта, который Глеб Солнцев начал два года назад с создания нейросети @Sun.Gaz совместно с инженером нейронных сетей Алексеем Газиевым. Выставка, посвященная этому, прошла в Кракове, Берлине, Токио, Новосибирске.
Двухмерные изображения работ Солнцева, выращенные на базе бигдаты, эволюционировало в возможность «коллаборировать» с нейросетью через лингвистический интерфейс . Также стало возможным создание потокового видео за счёт подсоединениях нейросети к интернету.
Затем автор решил повернуть работу в обратном направлении, где уже искусственный интеллект предлагает «визуал» по ключевым словам (промту), заданным самим художником. Таким образом, искусственный разум становится подмастерьем. А для автора важно, что благодаря нейродифузии изображений рождается усреднённый Образ. По словам самого Г. Солнцева, его эксперимент заключается в том, чтобы нейросеть, опираясь на набор изображений, заданные через ключевые слова(prompt) предлагает свое видение некоторого общего понятия этих тезисов.
Итого
Важным представляется возвращение Глеба Солнцева к живописи. Хоть он и «советуется» с нейросетью — решение принимает сам, и не как исследователь искусственного интеллекта, а как художник. Живопись для автора выступает как отраженность движения человеческой культуры, она существует автономно от электронной эры и сравнима с неким живым организмом, вариацией вечного.
Живопись является древним искусством, которое прошло на протяжении многих веков долгий путь, включая наскальные росписи Палеолита до сегодняшнего дня. Но и сегодня в эпоху всяческих «методов» и нейросетей живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма.
P.S. На открытии художник хочет завершить полный цикл, закристаллизовать проект длинною в 3 года. При помощи роборуки и нейросети RobArt будут проанализированы и воспроизведены картины, созданные на базе творчества Глеба Солнцева.
Создание произведения произойдет путем использования первого применения искусственного интеллекта, а уже после анализа весь этот материал будет переведен в материальную форму через второе применение ИИ красками на холсте. Тем самым, как говорит сам автор — «закроется петля».
Фоторепортаж Cultobzor.ru:
Информация (на 02.11.2023):
Галерея «Файн Арт» в Центре современного искусства Винзавод.
Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, строение 6.
Ближайшие станции метро «Чкаловская» и «Курская».
Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00, выходной день – понедельник.
Посещение галереи – бесплатно.
http://www.winzavod.ru/residents/gallery/fine-art-gallery/