Понедельник , 1 июля 2024

Консерваторы и бунтари. Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа.

С 01.09.2023 до 17.03.2023 в Центре «Эрмитаж-Сибирь», Омск.

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля представляет в Центре «Эрмитаж – Сибирь», Омск выставку «Консерваторы и бунтари. Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа».

Экспозиция новой выставки из собрания Государственного Эрмитажа познакомит посетителей с произведениями коллекции французского искусства XIX века, одной из самых ярких и представительных в мире.

В числе представленных на выставке – впервые в Омске – работы Ораса Верне, Гюстава Курбе, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Огюста Родена, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Винсента Ван Гога, Поля Сезанна и других мастеров.

Историю французской живописи XIX века можно рассматривать как движение от неоклассицизма наполеоновской империи, через романтизм – к реализму. И далее – к эскизному письму импрессионистов и новым живописным средствам постимпрессионистов.

Выставка, которую Эрмитаж представляет в Музее имени М. А. Врубеля, не противоречит этому вектору, но в то же время показывает, что реальная картина была сложнее: мастера академического толка и новаторы могли работать одновременно.

На протяжении всего XIX века первенство в области частного заказа принадлежало портрету. Элегантность, аристократическая утонченность – такими в ту эпоху представали заказчики на холстах. Один из самых ранних на выставке – портрет Леонтин де Ривьер кисти Элизабет Виже-Ле Брен, написанный художницей в возрасте 75 лет.

Эталоном парадного портрета середины XIX века являются произведения Франца Ксавера Винтерхальтера – блестящего живописца, пользовавшегося особой популярностью у высшего света Петербурга и семьи Романовых.

В начале XIX века во Франции впервые появились художники, избравшие темой творчества природу своей страны. В деревне Барбизон у леса Фонтенбло в начале 1820-х годов образовалась своеобразная колония художников-пейзажистов, в числе которых были Жюль Дюпре, Нарсис Виржиль Диаза де ла Пенья, Шарль Эмиль Жак, Констан Тройон. В набросках, которые затем претворялись в завершенные картины, они запечатлевали опушки леса, поляны, тропинки, сельские дороги, домашних животных.

В анималистическом жанре решена экзотическая «Ссора животных» кисти Виктора Башеро-Ревершона. Яркими представителями этого жанра в скульптуре были Антуан-Луи Бари, Пьер-Жюль Мен и Исидор-Жюль Бонёр. Их работы основаны на внимательном изучении анатомии, характеров и повадок зверей.

В середине XIX века возник интерес к относительно недавнему, но безвозвратно утраченному миру старой Франции. В моду вошли сюжеты из арсенала галантного века. Примеры полотен этого направления – «Мастерская гравёра» Эмиля Беранже, «Девушка за книгой» Огюста Тульмуша, «Похищение Ловеласом Клариссы Гарлоу» Луи-Эдуарда Дюбюфа (картина написана по мотивам одного из самых знаменитых морализаторских романов XVIII века).

В скульптуре исторический стиль демонстрируют бронзовые группы «Карл Мартелл в битве с сарацинами» Жана-Франсуа-Теодора Жештера и «Наполеон на коне» работы Альфреда д’Орсе, а жанр исторического портрета – терракотовые бюсты Уильяма Шекспира и Джона Мильтона Альбера-Эрнеста Каррье-Беллёза.

Все новаторское во французском искусстве XIX века было бунтом против академического искусства и в то же время – бунтом против общественного мнения и общепринятого вкуса в живописи. 

Гюстав Курбе, автор «Манифеста реализма», одним из первых бросил вызов Академии и всей художественной системе. Свою главную задачу он видел в том, чтобы передавать нравы, идеи, облик своей эпохи, создавая живое искусство. На выставке представлен его натюрморт «Цветы (Камелии, ирисы и другие цветы в горшках)», написанный в хорошо узнаваемой экспрессивной манере.

Мощь эпатажной личности Курбе оказывала гипнотизирующее воздействие на молодежь. Через увлечение его живописью прошли многие художники следующего поколения – импрессионисты. Именно они выступили подлинными живописцами современности, совершив решительный поворот в истории всей европейской живописи.

Импрессионисты не были едины ни во взглядах на искусство, ни в методах работы, однако их объединяло стремление отражать современность во всем ее многообразии.

На выставке представлены созданные в свободной стремительной манере сумрачные «Баржи в Бийянкуре» Альфреда Сислея, «Набережная Малаке после полудня, солнце», написанная из окна комнаты, которую снимал Камиль Писарро, красочная «Большая набережная в Гавре» и нежная романтичная «Женщина, сидящая в саду» кисти Клода Моне, изображающая жену художника Камиллу Донсье.

Зрители увидят несколько работ Огюста Ренуара, в числе которых портреты мужчины и женщины на лестнице, пейзаж «Отлив в Ипоре», натюрморт «Розы и жимолость в дельфтской вазе», а также одну из знаменитых «Танцовщиц» Эдгара Дега.

Со стилистикой постимпрессионизма зрителей знакомят картины Винсента Ван Гога, Поля Гогена и Поля Сезанна. Экспрессивность Ван Гога («Пейзаж с домом и пахарем»), декоративность Гогена («Предвечерний час»), конструктивность Сезанна («Яблоки, персики, груши и виноград», «Гора св. Виктории, утро») послужили катализаторами для рождения новых течений в искусстве XX века – таких, как экспрессионизм, фовизм и кубизм.

Художники, начинавшие работать в области скульптуры, чаще всего в пластике обращались к темам и сюжетам, которые ранее развивали в живописи. Это в полной мере справедливо для творчества знаменитого Эдгара Дега («Танцовщица»), который даже считал, что скульптура может точнее передать любое движение. Свои небольшие фигурки, выполненные из воска с натуры, Дега рассматривал как подготовительные эскизы и никогда не выставлял. Лишь после смерти мастера они были переведены в бронзу и получили широкую известность.

Творчество Огюста Родена, представленное мраморной группой «Амур и Психея», нельзя вместить в рамки какого-либо одного стиля или направления. Оно завершает XIX век и открывает новые горизонты искусства последующего времени.

К выставке издан одноименный научный иллюстрированный каталог, а также подготовлена обширная образовательная программа, которая стартует в «Дни Эрмитажа в Омске» 1–3 сентября. В пресс-конференции примет участие генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

Кураторы выставки: научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Наталья Борисовна Дёмина и Елена Ивановна Карчёва.

Организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Эрмитаж, Министерство культуры Омской области, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

 

Омск Центр Эрмитаж Сибирь Выставка Консерваторы и бунтари Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа

 

Информация (на 01.09.2023):

Центр «Эрмитаж – Сибирь» — Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Адрес: город Омск, улица Музейная, дом 4.

Экспозиции и выставки музея открыты для посещения с 10:00 до 19:00 все дни, кроме понедельника.

Подробная информация о порядке посещения и стоимости билетов

https://vrubel.ru

Телефоны: +7 (3812) 31-36-77, +7 (3812) 31-00-64.

 

Смотреть еще

Мебель с императорской яхты «Полярная звезда». Дар Михаила Карисалова. Государственный Эрмитаж.

Мебель с императорской яхты «Полярная звезда». Дар Михаила Карисалова.

С 29.06 до 15.09.2024 в Государственном Эрмитаже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *