Четверг , 5 декабря 2024

Борис Диодоров. Друзья и ученики.

С 29.04 до 31.12.2023 в Музее–усадьбе «Петровское», Пушкинские горы.

В Музее–усадьбе «Петровское» Государственного мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина открылась выставка «Борис Диодоров. Ученики и друзья». Посетителям предоставляется редкая возможность соприкоснуться с иллюстративным миром целой плеяды талантливых и неординарных художников, вдохновлёнными великими произведениями русских и зарубежных писателей.

Открывают экспозицию выставки оригинальные офорты всемирно известного иллюстратора, народного художника России, лауреата всех основных отечественных и зарубежных премий в области книжного искусства, профессора Бориса Аркадьевича Диодорова (1934 г.).

Это иллюстрации к трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и его народным рассказам; к поэтическому циклу И. С. Тургенева «Песнь души»; к сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» и к сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Иллюстрирование произведений таких классиков – задача не из лёгких и требует от художника чуткого понимания и проникновения. Сам Б. А. Диодоров считает, что «искусство – это когда вы ещё не увидели для себя красоту и гармонию творения, а художник, открыв, дарит её Вам – вот истинное искусство. И оно не приемлет ничего суетного, лишнего».

По его мнению, соединение с творческим наследием этих авторов позволяет художнику выразить свой духовный и художественный мир. При этом, оставаясь собой, каждый раз он ищет индивидуальный ключ к литературному произведению, однако всякий раз Диодоров немного другой. Работая над поздними рассказами Л. Н. Толстого («Бог правду видит, да не скоро скажет», «Где любовь, там и Бог», «Ягоды», «Три старца», «Крестник», «Много ли человеку земли нужно»), художник открыл для себя высокие нравственные заповеди писателя.

Отдельный раздел выставки посвящён кругу именитых друзей Диодорова, чьи работы, как и мастера уникальных иллюстраций, входят в коллекции ведущих музеев страны – Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Русского музея, Эрмитажа, литературных музеев Москвы, Петербурга и других городов, а также Пушкинского Заповедника.

Это изумительные по своему содержанию книжные иллюстрации академиков Российской академии художеств – С. М. Бархина (1938-2020) к знаменитым «Кентерберийским рассказам» английского поэта XIV века Джеффри Чосера и Н. Л. Воронкова (1934 г.) к трогательно лирической повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».

Это и офорты Ю. И. Селивёрстова (1940-1990) к притче о «Великом инквизиторе» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», от которых оторваться невозможно, пока не рассмотришь каждый штрих, чтобы понять замысел художника и сопоставить его с замыслом писателя. Притча явилась своеобразной квинтэссенцией философии Достоевского, творчество и мысль которого, Селивёрстов ценил настолько, что считал его одним из трёх представителей мирового древа литературы наряду с Гоголем и Пушкиным.

Это и выразительные иллюстрации народного художника России В. А. Носкова (1926-2007) к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», выполненные в технике цветной ксилографии.

И самобытные работы С. В. Юкина (1941 г.), иллюстрирующего и Жюля Верна, и трогательно философский роман Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена», и экзотический мир сказок северной Африки. И колоритные иллюстрации заслуженного художника России, профессора О. Ю. Яхнина (1945 г.) к рассказу А. С. Грина «Крысолов».

Здесь показан и загадочный мир русских и литовских сказок в дивных иллюстрациях В. В. Вагина (1937 г.) и Пликионите-Бружене (1943 г.). И здесь же представлен портрет Л. Н. Толстого, исполненный талантливым графиком, ученицей Диодорова – Е. Ю. Рябининой, являющейся с 2013 года членом Союза художников РФ.

Многие ученики Б. А. Диодорова активно занимаются творческой деятельностью, имеют награды российских и международных конкурсов и выставок. Больше десяти лет он возглавлял кафедру иллюстрации и эстампа в Московском государственном университете печати. Напутствуя своих выпускников, духовный их наставник, маститый художник-педагог неизменно призывает браться за классику, ибо, по его эстетическим воззрениям, «художественные удачи в работе над классикой – они бессмертны».

Возглавив в 2013 году Центр полиграфических искусств «Печатный двор Ивана Федорова», Б. А. Диодоров инициировал ежегодные студенческие пленэры в Михайловское. По результатам творческих практик ученики Диодорова стали авторами двух экспонируемых на выставке альбомов «Дорога к Пушкину», каждый из которых состоит из 14 листов цветных литографий.

Почитаемого художника и музей-заповедник связывают давние творческие связи, зарождение которых произошло в 1958 году, когда он, будучи студентом Московского художественного института имени В. И. Сурикова, приехал на творческую практику. В 1999, в год 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, в Научно-культурном центре музея Диодоров представил персональную выставку своих графических шедевров.

В 2022 году Борис Диодоров в честь празднования столетия со дня основания Пушкинского Заповедника даровал в музейный фонд около двухсот работ, в число которых вошли как авторские творения, так и знаменитых художников-иллюстраторов и его учеников. Они и составили экспозицию выставки, ознаменованной к тому же 205-летием со дня рождения И. С. Тургенева и 195-летием со дня рождения Л. Н. Толстого, чьи произведения предстают в изобразительных композициях выдающегося художника Б. А. Диодорова.

Л. В. Козмина, канд. филол. наук, хранитель музея-усадьбы Ганнибалов Пушкинского Заповедника

 

 

Информация (на 01.05.2023):

Музей-усадьба «Петровское» — Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина.

Адрес: Псковская область, Пушкинские Горы, село Петровское.

Время работы: среда – воскресенье с 09:00 до 17:00, понедельник и вторник – выходные дни.

Стоимость билетов – 70 рублей.

Подробнее — https://www.pushkinland.ru

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *