Золото сарматских вождей.

С 25.04 до 08.10.2023 в ГМИИ имени А.С. Пушкина — Главное здание.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Золото сарматских вождей», на которой впервые вместе будут представлены уникальные памятники Филипповских курганов – наследия кочевников-сарматов из фондов Уфимского федерального исследовательского центра Российской Академии наук и Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея.

Эти произведения были обнаружены в результате археологических раскопок, проведенных в 1986–1990 годах экспедицией Башкирского филиала Академии наук СССР под руководством А.Х. Пшеничнюка, а также в 2004–2009 и 2013–2014 годах Приуральской археологической экспедицией Института археологии РАН и Оренбургского государственного педагогического университета под руководством Л.Т. Яблонского при содействии Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея.

Фоторепортаж Cultobzor.ru:

 

В эпоху раннего железа, в I тысячелетии до н.э. значительно увеличилась мобильность людей. Регион Южного Приуралья от 2500 до 1600 лет назад населяли сарматы, как условно их называют ученые. Они были классическими кочевниками и не имели долговременных поселений.

Информацию о социальном устройстве и организации, культурно-экономических связях и религиозных верованиях сарматов мы имеем только благодаря раскопкам их некрополей. Размеры надмогильных сооружений для представителей разных слоев общества сильно отличались. «Царские» курганы достигали 18 метров в высоту и 150–200 метров в диаметре.

В пространстве Белого зала можно будет увидеть произведения середины I тысячелетия до н.э., среди которых защитный доспех и детали амуниции, мечи и кинжалы, копья, луки и наконечники стрел, пробирные камни, конская упряжь, одежда и элементы ее декора, ювелирные украшения, зеркала, костяные ложечки, каменные жертвенники, а также «золотые» олени и другие ритуальные предметы.

Важной частью экспозиции являются бытовые и ритуальные сосуды. Посуда – одна из самых распространенных находок в захоронениях ранних кочевников. Встречаются предметы из глины (керамика), дерева, металла, камня, стекла.

Самая распространенная среди керамической посуды – лепная, обожженная на открытом огне. Кочевники в быту широко пользовались деревянной и кожаной посудой, более легкой и менее хрупкой, чем керамическая. Но знаем мы о ней мало, т.к. органика плохо сохраняется в погребениях.

Металлическая посуда представлена изделиями из бронзы, серебра и золота. Вся бронзовая – бытовая: котлы, ковши, жаровня, таз. Посуда из драгоценных металлов – предметы роскоши, определяющие статус и имеющие, вероятно, и ритуальное назначение. Почти все они обнаружены в кургане № 1, а изготовлены на территории империи Ахеменидов. Там же, вероятно, были произведены несколько сосудов из камня и цветного стекла, найденные в Филипповке.

Кроме того, в Филипповском некрополе при раскопках 2004–2013 годов впервые были обнаружены доказательства существования обычая татуирования у степных кочевников – три комплекса с инструментами и пигментами. Например, Комплекс 1 из женского погребения 4 кургана № 15 состоит из бронзового зеркала, кожаного мешочка с костяной иглой, каменной палитры для растирания и смешивания красок-пигментов, костяной ложечки, железного ножа, обломка белемнита для заточки игл, кусочка мела и точильной плитки из алевролита.

Инструменты для татуирования, найденные в Филипповке, не имеют прямых аналогов в других могильниках, относящихся к раннему железному веку. Процесс татуирования был связан с магическими практиками и ритуалами, в которых важную роль играли именно женщины.

Существенная часть представленных на выставке экспонатов – подлинные золотые и серебряные предметы из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, которые впервые экспонируются за его пределами. Некоторые из них не выставлялись даже в самом музее и были известны только узкому кругу специалистов. Например, ритуальный сосуд из кургана № 1 Филипповки I (жертвенный комплекс 2, погребение 5).

На выставке будет представлен результат уникального реставрационного проекта, инициированного совместно Оренбургским губернаторским историко-краеведческим музеем, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Институтом археологии РАН в 2021 году и осуществленного реставратором высшей категории Н.П. Синицыной (ВХНРЦ им. Академика И.Э. Грабаря).

Посетители выставки также впервые смогут стать слушателями тифлооперы. При поддержке группы компаний ЛАНИТ в рамках программы Пушкинского «Доступный музей» композитор Пётр Айду представит тифлокомментарии в форме оперных партий специально для проекта с сокровищами сарматских курганов. Сольные партии будут проигрываться на шести аудиоустройствах-монофонах, размещённых в разных концах экспозиционного пространства. Их можно прослушать, приложив трубку к уху.

Проект дополнит тактильная программа — в экспозиции появятся точные реплики памятников, предоставленных специально для выставки Оренбургским губернаторским историко-краеведческим музеем, и изготовленные в мастерской «Археолаб» в Москве.

Пушкинский музей выражает благодарность Уфимскому федеральному исследовательскому центру Российской академии наук и Оренбургскому губернаторскому историко-краеведческому музею за сотрудничество в подготовке выставочного проекта.

Кураторы: Галина Колганова, Илшат Бахшиев, Ольга Мельникова;

 

 

Информация (на 12.04.2023):

ГМИИ имени А.С. Пушкина – Главное здание.

Адрес: улица Волхонка, дом 12.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: вторник, среда, суббота и воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг и пятницу – с 11:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Информация о стоимости билетов — https://pushkinmuseum.art/visitors/tickets/

 

Смотреть еще

ГМИИ Исследование картины Антиведуто Граматики Христос и грешница

Исследование картины Антиведуто Граматики «Христос и грешница».

07.06.2024.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *