Четверг , 5 декабря 2024

Метод знатока. Атрибуция в музейной практике.

С 15.04 до 26.06.2023 в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени открывает выставку «Метод знатока», посвящённую атрибуции портретной живописи в музейной практике.

В экспозиции представлены 14 портретов XIX–XX веков, модели на которых прежде были анонимными или носили другие имена. На примере работ из коллекции Музея Тропинина и собрания Татьяны и Сергея Подстаницких выставка знакомит посетителей с историко-предметным методом атрибуции, действующем как в 1880-х годах позапрошлого века, так и весьма популярным среди современных исследователей.

Научная работа по атрибуции портретов, представленных в «Методе знатока», была проведена кандидатом исторических наук, академиком Российской академии художеств, автором монографии «500 неизвестных» А.В. Кибовским, искусствоведом и коллекционером С.А. Подстаницким, коллекционером Ф.Е. Вишневским, историком-фалеристом С.Н. Головиным, историками и искусствоведами В.П. Старком, Л.А. Марковой, М.Ю. Барановской и научными сотрудниками Музея Тропинина.

Фоторепортаж Cultobzor.ru:

 

Директор Музея Тропинина Ольга Журавлёва отмечает:

«Традиции исследования портретной живописи были заложены больше полувека назад основателем нашего музея, коллекционером Феликсом Евгеньевичем Вишневским. Сейчас с вещами из наших фондов работают и научные сотрудники музея, и приглашенные специалисты. Каждая подтверждённая атрибуция бесценна, ведь шаг за шагом научные открытия в сфере искусства приближают нас к более тонкому и ясному пониманию своей истории”.

Атрибуция – важная научно-исследовательская работа, связанная с определением имён авторов художественных произведений, а также имён персон, изображённых на портретах. Атрибуция связана с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот объектов культурного наследия.

Атрибуционные открытия, как правило, происходят в процессе описания предметов коллекции или в ходе подготовки к выставкам. Находки случаются как в результате долгих и целенаправленных поисков, так и по воле случая. Иногда путь исследователя сродни пути детектива, расследующего запутанное дело. 

Атрибуции стоит на «трех китах» — униформологии, фалеристике и геральдике — специальных и вспомогательных исторических дисциплинах. Униформология изучает историю возникновения и развития, а также характерные особенности служебной и военной формы одежды. Фалеристика – историю орденов, медалей, значков, наградных документов. Геральдика занимается изучением гербов, а также традиций и практики их использования.

Одним из ярких примеров применения вышеперечисленных методов научной работы является портрет кисти С.К. Зарянко, поступивший в 1977 г. в фонды музея как дар от Ф.Е. Вишневского с названием «Портрет неизвестного генерала в шинели с бобровым воротником».

Атрибутируются не только живописные и графические портреты, но и выполненные на фарфоре. В экспозиции демонстрируются две чашки с изображениями военных – И.С. Карчевского, полковника и командира Апшеронского пехотного полка, и генерал-лейтенанта графа А.И. Ушакова – одного из влиятельных лиц тайной канцелярии от эпохи Петра I до времён Екатерины II. Оба портрета были атрибутированы А.В. Кибовским историко-предметным методом на основании униформологических и фалеристических данных.

 

 

Информация (на 10.04.2023):

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Адрес: Щетининский переулок, дом 10, строение 1.

Ближайшие станции метро «Полянка» и «Добрынинская».

Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 11:00 до 19:00, в четверг с 13:00 до 21:00. Понедельник и последний вторник месяца – выходные дни.

Стоимость билетов зависит от выбора программы посещения музея – http://www.museum-tropinina.ru/buy-ticket/

Справочная информация по телефону: +7 (495) 959-11-03

 

Смотреть еще

Музей Тропинина Лекция Владимир Соколов друг и ученик Исаака Левитана 9 ноября 2023

Лекция «Владимир Соколов друг и ученик Исаака Левитана».

09.11.2023 в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *