На столе «Кураторской кухни» сегодня критический обзор выставки «Найти Внутреннюю Монголию. Часть I» от Анастасии Секунды — культуролога, арт-дилера, организатора мероприятий в сфере культуры.
Выставка: «Найти Внутреннюю Монголию. Часть I». ARBUZZ Gallery.
Даты проведения: с 18.03 до 30.03.2023.
Куратор: Катя Финкельштейн.
Анонс на сайте — http://cultobzor.ru/2023/03/najti-vnutrennyuyu-mongoliyu-chast-1/
Как найти Внутреннюю Монголию, если не знаешь, что искать? Примерно с таким ощущением я шла в ARBUZZ Gallery на открытие выставки «Найти Внутреннюю Монголию. Часть I» под дистанционным, но чутким кураторством Кати Финкельштейн.
Я не читала «Чапаев и Пустота» Пелевина, к тексту которого отсылает выставка, так что не предполагала, о чем именно будет экспозиция. Не помог разобраться и кураторский текст, вместо которого зияет многозначительное пустое пространство, предваряемое эпиграфом о «сумасшедшем по имени Пустота», который сбегает из тюрьмы.
К счастью для таких, как я, на выставке есть пара экземпляров романа, и при желании можно тут же погрузиться в текст. В книги вставлены распечатанные экспликации ко всем работам — интересное решение, которое заставляет искать параллели между словами Пелевина и художников.
Конечно, зная Пелевина, я догадывалась, что выставка будет парадоксальной, философски-вопрошающей. И действительно на ней нет готовых ответов и ясных формулировок. Скорее, экспозиция именно про процесс поиска, про попытку отыскать то, чего, может быть, даже не существует, и нащупать пустоту, в которой содержится бесконечное множество явлений и ощущений.
Возможно, именно пустоты лично мне на выставке и не хватило. Много работ, много разных смыслов, много визуальных различий — все это не до конца собирается в единый паззл.
Внутренняя Монголия распадается на различные куски: академическое по стилю восточное кладбище (Мариям Алибай) соседствует с вязаными абстракциями (Алёна Репкина), похожие на орнамент картины (Алексей Иванов) находятся рядом с простыми геометрическими скульптурами (Алёна Троицкая; Анастасия Червонная), а жизнерадостный пейзаж, дополненный вышивкой (Мария Черепанова) , контрастирует с тревожным, конфликтным видео (Анастасия Ковалева).
Учитывая замысел выставки, такие столкновения воспринимаются вполне естественно: каждый пытается найти «Внутреннюю Монголию» в своем, и кому-то это удается, а кто-то еще блуждает. В целом, получается, удобно сделать пустоту краеугольным камнем выставки. Кажется, в это свободное пространство можно поместить все, что угодно, и представить зрителям широкое разнообразие техник, идей и подходов.
Пространство галереи достаточно большое и дает возможность выставить много работ. В выставке участвуют более 30 современных художников, а ведь будет ещё вторая часть! В таких случаях неизбежно получается, что какие-то работы интересней, а какие-то скучней, какие-то вернее попадают в тему, а какие-то могут показаться лишними.
На мой взгляд, можно было бы провести более строгий отбор, чтобы собрать более точное высказывание, но видимо, очень уж многим художникам отзывается тема поиска, пути и убежища. И в нынешнее время очень сложно их в этом упрекнуть!
Конечно, работы ни разу не иллюстративны. Большинство из них никак не отсылают конкретно к Пелевину, а скорее просто затрагивают темы и ощущения, отмеченные в его романах: загадки бытия и природы, взросление и ученичество, увядание и смерть, перипетии личной и мировой истории, смешение реального и фантастического, дзен-буддийская наблюдательность и поиск нирваны в нашем тревожном мире.
Тема, которая считывается как магистральная, — это природа и мерцающий образ человека в ней. Человек то присутствует, то растворяется в виртуальном пространстве (Саша Кочеткова; Паван Кирпал), то разлагается в земле (Светлана Покровская), то погружается в себя (Сергей Судаков), то возвращается в детство (Анна Сярова).
Тему природы поддерживает обилие натуральных материалов: земля, глина, шкуры, текстиль, ветки. Здорово, что из этого не получается «просто еще одна выставка про экологию».
В целом выставка «Найти Внутреннюю Монголию. Часть I» скорее понравилась: разнообразием, парадоксальностью, изобретательностью. Много хороших художников и интересных работ.
Выставка становится своеобразным умственным упражнением в духе буддизма: за персональными высказываниями и конкретными идеями ты пытаешься увидеть нечто абстрактное и неуловимое. Наверное, в мире волнений и неожиданностей особенно хочется чего-то постоянного, а пустота и ее поиск становится максимально понятной стратегией. Куда идти, если старые ориентиры утеряны, а новые еще не обретены?
Видимо, если двигаться к Пустоте, направление не так уж и важно.
Анастасия Секунда
«Кураторская кухня» — это проект, инициированный куратором и арт-критиком Катей Финкельштейн в рамках деятельности независимой самоорганизованной кураторской группы Art Makes Sense: любой желающий может прислать свой лаконичный критический обзор посещенной им выставки, отметив моменты удачные и слабые на взгляд автора стороны проекта.
Каждый обзор проходит редакцию Art Makes Sense и после этого публикуется на портале партнера рубрики Cultobzor.ru и в одноименном телеграмм-канале проекта — https://t.me/curatorskaya . Свободный микрофон художественной критики «Кураторская кухня» возник как горизонтальная инициатива, поддерживающая обмен профессиональными критическими мнениями внутри арт-сообщества.