С 06.10 до 29.11.2022 в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург.
Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге открывает один из самых масштабных проектов года – выставку «От Пегаса до Ал-Бурака», посвященную лошадям в религиях, мифах и легендах.
Культ коня практически сразу приобрел дуалистический характер, в котором просматривались героическая солярная и погребальная хтоническая сущности. Конь как символ заходящего и восходящего солнца, смерти и воскресения солнечного божества, сопровождал героя в его странствиях по миру земному и потустороннему. По археологическим данным конь (наряду с собакой) был главным жертвенным животным на похоронах, проводником на «тот свет».
«Лошадь играла огромную роль в жизни человека, начиная с момента ее одомашнивания, то есть с раннего бронзового века. Наши предки, еще не научившись писать, уже рисовали на стенах пещер скачущие табуны, создавали огромные изображения лошадей, видимые из космоса, примером которых может служить уффингтонская белая лошадь в Великобритании (геоглиф, вырезанный в меловой породе в I тыс. до н.э.)» – рассказывает один из авторов выставки, старший научный сотрудник Елена Николаева.
Конь – спутник бога или героя – становится постоянным мотивом эпоса и сказки. Причем изначально это не всадник на коне, а герой, управляющий колесницей, поскольку стремена были изобретены гораздо позднее. Во многих культурах колесница несет по небу солнце или солнечное божество, становится грозным и страшным символом мощи и неотвратимости божественной воли.
Образ лошади широко представлен не только в мифологии и обрядовой жизни, но и в изобразительном искусстве. Сложно вспомнить какой-либо предмет народов самых разных стран, который бы не украшался изображением лошади. Кони скачут по полотенцам и одежде, деталям домов и утвари, оружию и украшениям, монетам и знаменам.
В экспозицию вошло более 150 экспонатов. Это буддийские танки, фрагменты античных рельефов, монеты, произведения западноевропейской живописи и графики, в том числе знаменитые графические иллюстрация Бернара Пикара и Антонио Темпеста к «Метаморфозам» Овидия, китайские благопожелательные лубки, православные иконы, татарские шамаилы.
Среди необычных экспонатов внимание посетителей привлекут монгольский музыкальный инструмент Морин Хуур, посох воровского союза йо-доммоло из Мали, вотив «Лошадь» из Баварии, эскиз к неосуществленной росписи Виктора Васнецова «Всадники Апокалипсиса» и многое другое.
Невозможно рассказать о всех мифологических и религиозных аспектах образа лошади, настолько бесконечно их разнообразие. На выставке в Музее будут рассказаны истории, которые открывают памятники из нашего собрания. Это мифы о древнегреческом коне Пегасе и полулюдях полуконях кентаврах; единорогах, образы которых можно найти в традициях разных стран от Индии до Персии; восьминогом коне Одина Слейпнире; христианском мученике Христофоре, которого зачастую в поздних памятниках русской иконописи изображают с головой, похожей на лошадиную; конях ветра и конях-удачи в буддизме.
Выставка приглашает посетителей совершить путешествие в удивительный мир, где лошадь сопровождала богов и героев, обожествлялась, защищала от темных сил, приносила удачу, соединяла человека с иными мирами и повергала в священный трепет.
Информация (на 04.10.2022):
Государственный музей истории религии.
Адрес: город Санкт-Петербург, Почтамтская улица, дом 14/5.
Ближайшие станции метро «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор».
Время работы:
Постоянная экспозиция: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 18:00, во вторник – с 13:00 до 21:00.
Временные выставки: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 17:30, во вторник – с 13:00 до 20:30.
Среда – выходной день.
Подробнее о порядке работы музея и стоимости билетов: