Четверг , 5 декабря 2024

Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII-XIX веков.

С 15.10 до 04.12.2022 в Центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург.

Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге представляет выставочный проект «Зерцало», посвященный истории русского провинциального портрета XVIII-XIX веков, подготовленный совместно с Угличским государственным историко-архитектурным и художественным музеем, Государственной Третьяковской галереей и Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

Помимо исследования этого яркого явления в отечественном изобразительном искусстве, выставка также предлагает по-новому взглянуть на нравы и традиции, сложившиеся в русской провинциальной культуре. Название экспозиции происходит от старославянского слова «зерцало». И не случайно первое, что увидит зритель, оказавшись в выставочном пространстве – это собственное отражение в зеркалах. Это взгляд на себя без прикрас и условностей, задающий направление для восприятия дальнейшей экспозиции.

«Истоки провинциального портрета восходят к середине XVII века, когда иконопись как единственный регламентированный вид станкового искусства, строго подчиненный канонам православной церкви, начинает уступать место зарождающемуся светскому искусству.

В живописи появляется новая форма изображения человека – «парсуна» (от слова «персона»), знаменующая переход от каноничных иконописных образов к изображению человека «с живства» (с натуры), к первым попыткам передать сходство и характер» – Светлана Зенина, куратор выставки.

Просуществовав недолгий период, парсуна утрачивает свою ведущую роль в русской придворной культуре. Результатом дипломатической миссии Петра I в страны Европы и последовавших за ней масштабных реформ в России станет формирование новых художественных идеалов в отечественном изобразительном искусстве. Хотя ведущая роль была отведена «большим жанрам», аллегориям и панорамам городов, это время вошло в историю русского искусства как век портрета.

«Сценография и драматургия проекта подготавливает зрителя к погружению в историю. Элементы прошлого становятся материалом для создания нового.

Экспозиция первого этажа знакомит нас с жизнью купечества. Пространственные элементы напоминают о допетровский архитектурной традиции, традиционном быте и ремесленничестве. Следуя по маршруту экспозиции, зритель сначала попадает в замкнутое пространство, ассоциирующееся с жилой комнатой, а затем перемещается в открытый октагон (аллюзия на выход «в свет», общественное пространство).

Второй этаж рассказывает о жизни «высокого» сословия – знати и духовенства. Из аналога усадебной портретной галереи мы переходим в условный «Бельведер» – постройку европейского образца.

Ценность каждого провинциального светского портрета в отдельности несравнима с ценностью этого художественного явления как достоверного свидетельства исторической правды. Игривость и прямота портретов, представленных на экспозиции, рассказывает о той части жизни русского общества, которая чаще всего остаётся на втором плане» – Анна Ильина, архитектор и сценограф выставки.

В начале XIX века едва ли не в каждом городе появляется свой художник, едва ли не в каждом зажиточном доме складывается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, даже духовенство обращаются к местному портретисту, своего рода ремесленнику, который старательно воплощает их представление о себе.

«Перед заманчивым зеркалом живописи проходили чиновники, военные, провинциальное духовенство, купцы с письмами и купеческие жены в шалях, провинциальные дворянки в чепцах, дети и почтенные старики.

Их «отражения» множились и оставались в домах, присутствовали в жизни новых поколений, время разлучает их и собирает снова – в стенах музеев или на выставках. Попадая в новую реальность, в иные контексты, они по-прежнему притягивают к себе взгляд, чтобы надолго остаться в памяти» – Светлана Зенина, куратор выставки.

Выставка в Манеже позволит зрителям познакомиться не только со стилистическими особенностями ранних провинциальных портретов, но и увидеть «лица» эпохи – образы духовенства, купечества, детские и семейные портреты.

 

Неизвестный художник «Семейный портрет Щокотовых» 1844. Смоленская художественная галерея. Предоставлено: Центральный выставочный зал «Манеж» — Санкт-Петербург.
Неизвестный художник «Семейный портрет Щокотовых» 1844. Смоленская художественная галерея. Предоставлено: Центральный выставочный зал «Манеж» — Санкт-Петербург.

 

Информация (на 30.09.2022):

Центральный выставочный зал «Манеж» — Санкт-Петербург.

Адрес: город Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 1.

Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».

Время работы: понедельник, вторник, четверг — воскресенье с 11:00 до 20:00, в среду с 11:00 до 21:00.

Стоимость билетов: взрослые — 400 рублей, студенты — 150 рублей, школьники и пенсионеры — 100 рублей.

https://manege.spb.ru

 

Смотреть еще

Выставка Сопряжение форм Русская скульптура XX век Центральный выставочный зал Манеж Санкт-Петербург

Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век.

С 12.10 до 03.12.2023 в Центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *