Понедельник , Декабрь 5 2022

Центр исследований Оттепели.

С 22.09.2022 до 22.01.2023 в Центре Вознесенского.

Центр Вознесенского запускает новый масштабный проект — выставку-конструктор «Центр исследований Оттепели» (ЦИО). Это не просто экспозиция, но самостоятельная историко-архивная лаборатория, цель которой — заново открыть миру забытые имена графиков, дизайнеров, поэтов и других мыслителей Оттепели. Выставка представляет промежуточные результаты исследований, над которыми ЦИО продолжает трудиться.

Три эпизода проекта откроются один за другим — в сентябре, ноябре и декабре 2022 года. Каждый эпизод состоит из нескольких выставок, над которыми работает команда ЦВ, а также приглашенные кураторы: искусствовед Анна Романова, музыкальный журналист Денис Бояринов, художник Павел Пепперштейн, сооснователь и редактор журнала и издательства «Шрифт» Рустам Габбасов, редакторы журнала «Искусство кино» Станислав Дединский и Наталья Рябчикова, а также переводчица и редактор журнала «Иностранная литература» Мильда Соколова.

 

 

Эпизод I. 22 сентября – 30 октября

  • «О-стиль и графический мир Оттепели». Куратор: ЦИО
  • «Завоевание московской богемы через шитье брюк». Куратор: ЦИО
  • «Аргонавты андеграунда. Графика 1950-х – 1960-х годов». Куратор: Анна Романова

Первый эпизод складывается из трех выставок.

В первом зале — экспозиция, посвященная графическому миру Оттепели. Центр исследований Оттепели отталкивается от понятия «О-Стиль», вбирающего в себя советский книжный дизайн 1956–1969 гг. Этот термин ввел в оборот исследователь Владимир Кричевский в книге «Графические знаки Оттепели». Центр представит тиражные работы известных героев «О-Стиля», вернет забытые имена выдающихся книжных графиков, а также расскажет, как тиражная графика оказалась на пересечении далеких миров длинных 60-х: андеграундного, богемного, официального, тиражного и художественно-литературного. Здесь же будет впервые показана часть архива поэта Андрея Вознесенского и Зои Богуславской.

Второй зал покажет другие неочевидные сплетения — экспозиция выстраивается вокруг карты «Завоевание московской богемы через шитье брюк», составленной молодым Эдуардом Лимоновым. Приехав в Москву из Харькова, поэт по воле случая начал шить джинсы звездам московской художественно-поэтической интеллигенции 60-х и 70-х, благодаря чему обрел множество полезных связей. Выставка представит рукописи и графику Эдуарда Лимонова, Ирины Пивоваровой, Андрея Монастырского, Владимира Алейникова, Михаила Гробмана и Сергея Чудакова.

В третьем зале куратор и искусствовед Анна Романова представит выставку «Аргонавты андеграунда» — графику 50-х–60-х годов Анри Матисса, Пабло Пикассо, Анатолия Зверева, Стасиса Красаускаса, Евгения Кропивницкого, Юло Соостера, Юрия Соболева, Вадима Сидура, Владимира Яковлева. По мнению куратора, художники СССР, увлекшись графикой Пикассо и Матисса, занимались «ученичеством», чтобы ускоренно пройти «пропущенные» периоды модернизма. И пусть они повторяли формы и сюжеты, с которыми работали западные коллеги, им удалось создать новый, отечественный модернизм.

Эпизод II. 3 ноября – 11 декабря

  • Выставка «Алфавит и Оттепель. Типографические опыты Соломона Телингатера 1950–1960-х». Куратор: Рустам Габбасов
  • Выставка «Шестидесятые. Слова и образы». Совместный проект с журналом «Искусство кино». Кураторы: Станислав Дединский, Наталья Рябчикова, ЦИО 
  • Совместная выставка журнала «Иностранная литература» и Центра исследований Оттепели. Кураторы: Мильда Соколова, ЦИО

II эпизод выставки представит архив дизайнера Соломона Телингатера: книжные работы, шрифты и графические изыскания 60-х — это совместный проект Центра исследований Оттепели и журнала «Шрифт». Выставка покажет утопический проект Телингатера — так называемый унифицированный, единый алфавит, который можно использовать дизайнерам, работающим с разными языками. В алфавите соединились мастерство Телингатера-дизайнера и утопические мечты его комсомольской юности.

Второй зал расскажет непарадную историю журнала «Искусство кино». Кураторы выставки «Шестидесятые. Слова и образы», киноведы Станислав Дединский и Наталья Рябчикова соединят прямую речь кинематографистов-шестидесятников, публиковавшихся в журнале, и редкие документы из редакционного архива, обложки журнала 1950-х и 1960-х годов, созданные Соломоном Телингатером, плакаты знаковых фильмов, эскизы художников и фрагменты постановочных решений этих фильмов.

Третий зал знакомит с наследием журнала «Иностранная литература»: в экспозиции также появятся обложки журнала, придуманные Соломоном Телингатером, фрагменты обширного архива иллюстраций и истории о звездных переводчиках журнала: Анне Ахматовой, Роберте Рождественском и других.

Эпизод III. 15 декабря – 22 января

  • Детские иллюстрированные книги и журналы Оттепели. Куратор: ЦИО
  • Выставка «Нетленки из застенки. Музыка и виниловые пластинки шестидесятых». Кураторы: Денис Бояринов, ЦИО
  • Архив Андрея Дионисьевича Крюкова. Куратор: ЦИО
  • Архив Ирины Пивоваровой. Куратор: Павел Пепперштейн

III эпизод — заключительная часть экспозиции — посвящен миру детской иллюстрированной книги и музыки Оттепели.

Первый зал посвящен советским детским иллюстрированным книгам и журналам СССР. «Веселые картинки», «Мурзилка», «Костер», «Колобок» — журналы, невероятно повлиявшие на советскую иллюстрацию второй половины ХХ века и собравшие на своих страницах представителей официальной и неофициальной культуры СССР: Виктора Пивоварова, Эрика Булатова, Михаила Беломлинского, Виталия Стацинского, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Юрия Зальцмана, Хаима Аврутиса и многих других художников и поэтов.

Во втором зале художник Павел Пепперштейн представит архив писательницы и художницы Ирины Пивоваровой. Выставка объединит частные документы, рукописи и рисунки Ирины, а также работы Виктора Пивоварова, художника детской книги и представителя «московского концептуализма», создавшего иллюстрации для нескольких сборников писательницы.

В третьем зале ЦИО совместно с музыкальным критиком Денисом Бояриновым презентуют проект, соединяющий музыку и обложки виниловых пластинок 60-х с архивом Андрея Крюкова — главного художника «Прографики», дизайнера издательства «Музыка» и автора логотипов фирмы «Мелодия», лотереи «Спортлото», фабрики «Восход», создателя проекта вывесок для проспекта Калинина (нынешнего Нового Арбата) и других знаменитых эмблем. Денис Бояринов предлагает проследить, как менялись дизайн обложек, мастеринг звука, аранжировки советской эстрадной музыки 60-х, открывшейся новым влиянием и ориентирам.

Работы и материалы для выставки предоставляют: архив Музея современного искусства «Гараж», ГМИИ им. Пушкина, Московский музей современного искусства, МВО «Манеж», Пензенский государственный краеведческий музей, Российская государственная библиотека, Библиотека иностранной литературы, журналы «Иностранная литература», «Искусство кино», частные архивы Андрея Вознесенского и Зои Богуславской, Ирины Пивоваровой, Андрея Крюкова, Михаила Гробмана, Андрея Монастырского, Соломона Телингатера, коллекции Центра Вознесенского, Нины и Вадима Гинзбургов, Данилы Дубшина, Дениса Бояринова, Владимира Кричевского, Георгия Ратьковского и других частных коллекций.

Дизайн экспозиции: Анна Наумова, Кирилл Благодатских

Информация (на 20.09.2022):

Центр Андрея Вознесенского.

Адрес: улица Большая Ордынка, дом 46, строение 3.

Ближайшие станции метро «Полянка» и «Третьяковская».

Время работы: среда – пятница с 13:00 до 21:00, суббота – воскресенье с 12:00 до 20:00, понедельник и вторник – выходные дни.

Вход по регистрации: https://voznesenskycenter.timepad.ru/event/2165561/

 

Check Also

Центр Вознесенского Лекция Ляли Кандауровой Как говорит о смерти и посмертии музыка разных столетий?

Лекция Ляли Кандауровой «Как говорит о смерти и посмертии музыка разных столетий?».

02.02.2022 в Центре Вознесенского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *