С 04.08 до 09.10.2022 в Культурно-просветительском центре «Эрмитаж-Урал», Екатеринбург.
В Культурно-просветительском центре «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге открывается выставка «Великий переход. Русский авангард из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств».
После длительных зарубежных и российских гастролей коллекция русского авангарда Екатеринбургского музея изобразительных искусств вновь будет представлена в родных стенах на временной выставке «Великий переход».
Название выставки «Великий переход» не только рифмуется с той революционной трансформацией, которая произошла в русском искусстве рубежа веков, когда родилось уникальное явление мировой культуры – русский авангард, но и олицетворяет совсем недавний сложный «переход» с выставки на Корейском полуострове.
В экспозицию войдет шестьдесят три произведения более пятидесяти как всемирно известных художников, так и малоизвестных и неизвестных авторов, чьи работы попали в музей в 1920-м году из Государственного музейного фонда. Отдельно нужно выделить картины, которые никогда не выставлялись и незнакомы не только публике, но и специалистам – они будут представлены на выставке впервые после реставрации.
Коллекцию Екатеринбургского музея отличает наличие этапных, значимых в творческой биографии художников произведений, представляющих все основные направления авангарда.
На выставке можно будет увидеть работы, которые, по сути, являются предавангардом – в них еще сильны импрессионистические или символистские корни (как, например, в картине Всеволода Ульянова «Красные кони»).
Также в экспозиции будут представлены поздние картины художников авангарда, которые в 1920-е годы возвращались к классическим принципам (это работы Ильи Машкова «Натюрморт с красной рыбой», Петра Кончаловского «Мальвы»), однако участие этих произведений в выставке является важным, так как дает расширенную панораму авангардного движения, показывает его истоки и исходы.
Самое раннее из направлений – неопримитивизм – будет представлено картинами Михаила Ларионова «Улица в провинции» и «Еврейская Венера», Наталии Гончаровой «Косари», Ольги Розановой «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой».
Екатеринбургский музей обладает и превосходной коллекцией «московских сезаннистов», среди них – картины Петра Кончаловского «Портрет художника Василия Рождественского», Александра Куприна «Натюрморт с курительной трубкой», Аристарха Лентулова «Молочница», Ильи Машкова «Портрет дамы в кресле», Роберта Фалька «Девочка в кресле» и другие. Кубофутуризм ярко демонстрируют картины Надежды Удальцовой «Кухня», Натана Певзнера «Блокнот», Петра Соколова «Беспредметная композиция».
Гордостью коллекции являются безусловный шедевр Василия Кандинского «Импровизация №217. Серый овал» и «Супрематизм» Казимира Малевича, датируемый 1915 годом. Последователи мастера на пути супрематизма будут представлены работами Ольги Розановой, Ивана Клюна, Любови Поповой, Сергея Сенькина. Принадлежащую нашему музею «Беспредметную композицию» Александра Родченко, созданную в 1919 году, можно назвать одной из самых масштабных и значимых работ художника конца 1910-х годов.
Направление, образовавшееся в послереволюционный период в противовес беспредметному творчеству, было названо его создателем Давидом Штеренбергом обжективизм. Минималистские натюрморты самого мэтра и его соратников также будут представлены в экспозиции.
Выставка «Великий переход» наглядно и убедительно продемонстрирует яркую картину художественной жизни 1910-х – 1920-х годов, прослеживая развитие и своеобразный переход русского авангарда от неопримитивизма и кубофутуризма к абстракции и конструктивизму, оказавших кардинальное влияние на художественную культуру XX века.
Информация (на 01.08.2022):
Культурно-просветительский центр Эрмитаж-Урал.
Адрес: город Екатеринбург, улица Вайнера, дом 11.
Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 20:00. Понедельник – выходной день.
Стоимость билетов – 300 рублей, льготные категории – 100 рублей, студенты – бесплатно.
Телефон: + 7 (343) 290-90-26