С 14.04 до 12.07.2022 в Тверской областной картинной галерее.
В Тверской областной картинной галерее открывается выставка Татьяны Назаренко «La Belle Epoque».
Если «прекрасная эпоха» («La Belle Epoque») – это условное, ностальгическое обозначение экономического, научного и культурного прогресса, которого достигли западные страны между 1870-1914 годами, то прекрасная эпоха Татьяны Назаренко связана со временем просвещенного абсолютизма и «галантным веком» аристократического достоинства, легкой иронии и безукоризненного вкуса. На выставке зрителя встречает экспозиция, вбирающая в себя стилистику разных жанров XVIII века.
Здесь «фигуры-обманки», столь популярные в то время, приглашают в пространство светской жизни — балов, раутов и салонов. Согласитесь, Тверской императорский дворец с его яркой публичной историей, пожалуй, наиболее подходящее место для сего званого вечера. Интерьер и убранство парадной архитектуры служат своего рода декорацией для представленного художником праздничного действа, в котором просматривается жанр «галантной сцены».
Грациозные дамы с подробно выписанными деталями нарядов, украшений и атрибутов женщины высокого общества, элегантные кавалеры в камзолах и статные военные в форме с эполетами — собирательные образы, персонажи идиллических сюжетов светского великолепия придворной жизни.
Историческую рамку этому сценарию человеческой блистательности придает величественный профиль Екатерины II, знакомый нам по известному портрету Федора Рокотова 1763 года, а также фигура ее внебрачного сына Алексея Бобринского, отсылающая к портрету Карла Людвига Христинека 1769 года. Окном в следующее XIX столетие является поясная фигура-обманка княгини Марии Волконской, чье имя и жизнь, безусловно, символизируют упорство, свободомыслие и стойкость аристократки.
На первый взгляд можно подумать, что экспозиция «Прекрасной эпохи» раскрывается как мизансцена спектакля, театрализованная постановка, обретающая материальность в костюмах, расстановке героев и их буквальном взаимодействии. Однако, это только внешняя среда образности выставки, ее иконическая поверхность, помещающая выточенные и выстроенные фигуры во временной диапазон зрелища. Оно наполнено изяществом, эстетикой и красотой, но все-таки обманчиво.
Чтобы это понять, нужно вспомнить, с чего начались фигуры-обманки Татьяны Назаренко. В конце 1990-х годов она создает подобные фигуры по мотивам повседневной жизни тех лет. Это были изображения бандитов, нищих, священников, цыганок, функционеров. Серия фигур получила название «Переход». Более поздняя серия «Моя Россия», также созданная в жанре «dummy boards», демонстрировалась не только в известных художественных институциях (в Третьяковской галерее и Кусково, в Университете Пейс в Нью-Йорке и Центре исполнительских искусств имени Джона Кеннеди в Вашингтоне), но и в переходах метро в нескольких городах Германии.
Таким образом, Татьяна Назаренко устанавливает диалог не с самим временем, но с его практикуемыми социальными возможностями. Она уточняет сцены жизни и воспринимает их в категориях длящейся целостной исторической среды. Выраженная в опыте разных культур, эта среда включает в себя особые способы воспроизводства времени.
Три измерения феноменологического порядка (прошлое, настоящее и будущее) связываются друг с другом в рамках динамического и оригинального единства пристального взгляда. Фигуры-обманки как будто размыкают ощущение темпов протяженности и постоянно формируют различия между иерархиями, стоящими за этикетом, престижем, нормами, статусным присвоением, публичным и приватным общением.
Татьяна Назаренко преобразует типовые вычурные клише, которые нам зачастую рисуют историки о людях XVIII века, в хрупкие, деликатные образы памяти. Важно отметить, что художник трансформирует сам жанр: если в XVII-XVIII веках фигуры-обманки как раз выполняли функции типовых компаньонов, развлекая людей в домах, на улицах и в общественных местах, то в глазах Назаренко они стали чем-то большим – безмолвными свидетелями эпохи.
Им в аккомпанемент художник выставляет станковые картины, служащие напоминанием о том, что ушедшая прекрасная эпоха всегда молчалива, но в наших силах наполнить ее созвездием смыслов через интимную ауру сохранившихся вещей и старых портретов.
Александр Саленков, искусствовед, член-корреспондент РАХ.
Информация (на 14.04.2022):
Тверская областная картинная галерея.
Адрес: город Тверь, улица Советская, дом 3, корпус 4.
Время работы: среда, четверг, суббота и воскресенье — с 11:00 до 18:00, в пятницу — с 11:00 до 20:00. Понедельник и последний четверг каждого квартала — выходной день. Вторник — экскурсионный день.
Подробнее о правилах посещения и стоимости билетов на сайте музея –
Телефоны: +7 (4822) 34-31-56, 34-62-43.