С 12.04 до 14.08.2022 в Доме Остроухова в Трубниках.
Выставочный проект Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов» в Доме Остроухова в Трубниках посвящен образам идеального «города будущего», представленным в отечественных литературных утопиях и антиутопиях, появившихся после Октябрьской революции.
В двадцатые годы утопия становится едва ли не главным литературным жанром — чрезвычайно удобным способом изобразить желаемое коммунистическое будущее: без угнетения, голода, частной собственности, болезней, смерти. Классические утопии («Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора) объявляются предшественниками теории социализма.
Фоторепортаж Cultobzor.ru:
Под влиянием «Города Солнца» Ленин инициирует «План монументальной пропаганды», Луначарский пишет драму «Фома Кампанелла». Андрей Белый призывает поскорее вступить в «Солнечный Град», а Маяковский сочиняет «Мистерию-буфф», герои которой прокладывают путь к социалистическому «солнцеграду».
На воображаемой карте грядущего мира появляются идеальные города и страны: хлебниковская «Лебедия», платоновский «Чевенгур», «Страна Гонгури» Вивиана Итина, есенинская «Инония», «Страна крестьянской утопии» Александра Чаянова. Фантастическим урбанистическим пейзажам будущего противопоставляются крестьянские представления об идеальном обществе, а русские теоретики космизма мечтают о межпланетных путешествиях и устройстве идеального мира в других вселенных. Наконец, «грядущий мир» начинают изображать критически: появляется предтеча всех известных антиутопий ХХ века — роман Замятина «Мы».
Из полемики различных утопических систем рождается советская научная фантастика. Авторы 1920-х годов увлеченно рисовали в своих произведениях мир, в котором возможны полеты в космос, роботизация производства, продление жизни, всеобщая коммуникация. Какие фантазии писателей воплотились в жизнь, а какие еще ждут своего возможного воплощения, можно будет увидеть, пройдя по выставке.
Экспозиция знакомит с миром будущего в представлении В. Хлебникова и Е. Замятина, А. Платонова и А. Чаянова, А. Беляева и А. Толстого, В. Маяковского и Я. Окунева. В залах представлены чертежи и модели «механизмов будущего», графические изображения «летающих городов», материалы, рассказывающие об авторах утопий и восприятии их текстов современниками.
В выставочном проекте принимают участие Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, Российский государственный архив литературы и искусства, Мультимедиа Арт Музей, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Политехнический музей, Российская государственная библиотека, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный исторический музей, Государственный центральный музей кино, Российская академия наук.
Кураторы: Марина Краснова, Тимур Хайрулин.
Информация (на 09.04.2022):
Дом Остроухова, филиал Государственного Литературного музея.
Адрес: Трубниковский переулок дом 17.
Ближайшие станции метро «Краснопресненская», «Баррикадная», «Смоленская» и «Арабатская», или на троллейбусе «Б» или «10» до остановки «Дом Шаляпина»
Время работы: вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11.00 до 18.00, в среду и четверг с 11:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, студенты и пенсионеры – 150 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.