Пятница , 26 апреля 2024

Цикл лекций «Девять веков русской архитектуры».

С 03.02 по 07.04.2022 в Государственном музее архитектуре имени А.В. Щусева.

Цикл лекций «Девять веков русской архитектуры» Кирилла Постернака в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева — это погружение в историю отечественной архитектуры.

Цикл охватывает масштабный отрезок времени — от правления князя Владимира Святославича до падения Российской империи в 1917 году. На лекциях мы рассмотрим важнейшие памятники и архитектурные школы разных эпох, проследим связь русского зодчества с архитектурно-строительной практикой других стран. Особое внимание будет уделено происхождению и эволюции наиболее распространенных в русской архитектуре форм, планировочных и композиционных схем, конструкций зданий, декора.

Лектор — Кирилл Постернак, научный сотрудник Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева, заведующий сектором Биографического словаря архитекторов, специалист по архитектуре XVIII века.

Лекции будут проходить по четвергам, в 19:00.

Лекционный билет – 400 рублей, льготный лекционный билет – 200 рублей.

Билеты поступают в продажу в день лекции, за час до начала.

Абонементы на лекции не предусмотрены. Посетить лекции можно по разовому билету

Посещение возможно только при наличии QR-кода!

Дополнительную информацию о работе лектория можно получить по телефону: +7-495-697-13-06

http://muar.ru/events/lektsii2 

  

Предоставлено: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Предоставлено: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.

 

Расписание лекций:

3 февраля, четверг, 19:00

Блистательное начало. Архитектура Древней Руси XI—XII веков

Принятие христианства князем Владимиром в 988 году приобщило Русь к многовековой культуре Византии, в том числе, к традиции каменного строительства. На лекции мы рассмотрим первые каменные храмы Киева, Чернигова и Новгорода. Слушатели узнают о развитии типа древнерусского храма: от провинциальных византийских схем, принесенных греческими мастерами, до оригинальных композиций, используемых местными зодчими.

 10 февраля, четверг, 19:00

«И раздрася вся земля Русская». Архитектура XII—XIII веков

Политическое разделение Руси в XII веке носило лавинообразный характер. Число князей увеличивалось, княжества делились вновь и вновь. Соперничавшие друг с другом князья собирали в своих владениях артели мастеров, поручали им строительство величественных храмов и дворцов. Иногда артели захватывались как военные трофеи. В этот период сформировался ряд местных архитектурных школ в Киеве, Владимире-Волынском, Полоцке, Новгороде, Пскове и Ладоге, об особенностях которых и пойдет речь на лекции.

17 февраля, четверг, 19:00

Перезапуск. Архитектура послемонгольского времени

Монгольское нашествие 1237–1242 годов повлекло за собой полное прекращение каменного строительства на Руси. В течение нескольких десятилетий русские мастера не имели возможности работать и воспитывать учеников. Преемственность с зодчеством домонгольских времён была утрачена. Лишь в следующем столетии возродилось сравнительно массовое каменное строительство в Новгороде и Пскове, Тверском и Московском княжествах. Несмотря на то, что мастера новых архитектурных школ ориентировались на наследие домонгольского времени, идеи и технологии нового зодчества существенно изменились.

24 февраля, четверг, 19:00

Невероятные приключения итальянцев в Москве. Архитектура Московского государства (XV—XVI век)

Стремительное возвышение Московского княжества, объединение вокруг него разрозненных русских земель и, наконец, женитьба московского князя Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии (Зое) Палеолог сформировали новую идею русской государственности — идею преемственности от Византии. Ее материальным воплощением стал Московский Кремль, грандиозная резиденция московских правителей, перестроенная в конце XV – начале XVI веков.

К материальному воплощению новых государственных идей в архитектуре были привлечены итальянские зодчие, считавшиеся в то время лучшими в Европе. Влияние итальянцев на русскую архитектуру оказалось колоссальным. Кремлевский Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти, стал образцом для многих русских соборов XVI века. Современные исследователи связывают с именами итальянских мастеров и развитие шатрового зодчества, и даже возведение Покровского собора на Красной площади.

 

Предоставлено: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Предоставлено: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.

 

3 марта, четверг, 19:00

Новая династия. Архитектура первых Романовых

Катастрофа Смутного времени вновь почти на два десятилетия прервала развитие русской архитектуры. Однако, в отличие от послемонгольского времени, ее преемственность удалось сохранить. Первые храмы, поставленные в память о победе над польскими интервентами, продолжали традиции зодчества конца XVI века. Новый этап в истории русской архитектуры связан с активным строительством, которое вели в Москве цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Формы и богатый декор царских построек оказали большое влияние на становление нового архитектурного направления, получившего именование «узорочье». Отдельное явление в архитектуре этого времени представляет церковное строительство по заказам патриарха Никона.

10 марта, четверг, 19:00

Роскошь боярских семей. «Нарышкинский стиль»

В 1654 году началась очередная Русско-польская война. Она оказалась необычайно успешной для Москвы, которая вернула себе Смоленские и Брянские земли, присоединила Левобережную Украину и Киев. Эти события способствовали массовому переселению в Москву украинских и белорусских мастеров — носителей польской культуры, но исповедовавших православие.

Под их влиянием в конце XVII века в русском зодчестве сложилось своеобразное направление, получившее в наши дни именование «нарышкинского стиля», по имени одной из близких к царю боярских семей. «Нарышкинский стиль» не является разновидностью барокко, как это считалось еще несколько десятилетий назад — он прочно укоренен в средневековой традиции. Тем не менее, его распространение способствовало обновлению художественного языка русских мастеров XVII столетия.

17 марта, четверг, 19:00

Золото, цветы и ангелы. Архитектура барокко

Вернувшись из путешествия по Европе во время Великого посольства, Пётр I был твердо намерен переустроить подвластную ему страну по европейскому образцу. Не только одежда, но даже дома, дворцы и храмы должны были напоминать те, что Пётр видел в своей заграничной поездке. Эта задача была возложена на многочисленных иностранных архитекторов, приглашённых в Россию царскими эмиссарами. Одновременно за границу направлялись и русские ученики.

Беспрецедентным архитектурным экспериментом стало основание и строительство на берегах Невы новой столицы — Санкт-Петербурга. Пышный барочный стиль с обилием скульптуры и позолоты пришелся по вкусу русской аристократии, духовенству и купечеству. В короткий период отечественная архитектура прошла путь от стилистической пестроты петровского барокко до блистательного стиля эпохи императрицы Елизаветы Петровны, вошедшего в историю под названием «Растреллиевское барокко».

 

Предоставлено: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Предоставлено: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.

 

24 марта, четверг, 19:00

Строгая красота. Архитектура классицизма

С началом царствования Екатерины II художественные вкусы в Петербурге переменились буквально в одночасье. Императрица, а вслед за ней и высшая аристократия, отдали предпочтение благородной простоте классицизма. Этот стиль вдохновлялся памятниками античности: храмами Древней Греции, триумфальными арками и сводами Рима.

Ведущие архитекторы эпохи барокко получили отставку. Их место быстро заняли представители нового поколения, среди них особым расположением императрицы обладал Василий Баженов. Свой вклад в становление русского классицизма внесли и иностранцы: шотландец Чарльз Камерон и итальянец Джакомо Кваренги. В Москве оригинальный вариант стиля разрабатывал Матвей Казаков. Победа над Наполеоном принесла в русскую архитектуру тему военного триумфа, блестящим выразителем которой стал Карл Росси, создатель великолепных ансамблей Петербурга.

31 марта, четверг, 19:00

Вперед, в прошлое! Архитектура историзма

«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…»  — эти слова Николая Гоголя лучше всего выражают идеи, поддерживаемые архитекторами XIX века. Наследие прошлого представлялось неисчерпаемым кладезем для настоящего. Элементы того или иного исторического стиля выбирались для каждого здания, исходя из его предназначения, архитектурного окружения и пожеланий заказчика. Иногда каждая комната внутри оформлялась в своем неповторимом стиле. В советское время эта эпоха считалась временем упадка русского зодчества, ныне в ней находят немало достоинств.

7 апреля, четверг, 19:00

Предчувствие больших перемен. Архитектура начала XX века

Открытие рентгеновского излучения и радиоактивности, изобретение радио, полет первого самолета, создание теории относительности — вот лишь неполный список событий десятилетия 1895–1905 годов. Сюда же можно добавить Англо-бурскую и Русско-японскую войны, первую русскую революцию. Мирные конгрессы собирались один за другим, но трения великих держав не удавалось сгладить.

Мир стоял на пороге большой войны. Как на это реагировала русская архитектура? Кто-то из архитекторов искал убежища в эстетизме модерна, кто-то — в образах русского средневековья или эпохи Возрождения. А кто-то смело призывал отвергнуть стилизаторство и обнажить конструктивную сущность архитектуры. Кто окажется прав, за кем будущее?

 

Смотреть еще

Музей архитектуры МУАР Лекция Эстетика и строительство 8 декабря 2023

Лекция «Эстетика и строительство».

08.12.2023 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *