Гончарных дел мастер.

С 22.12.2021 до 12.01.2022 в Музее декоративного искусства.

Во Всероссийском музее декоративного искусства открывается выставка «Гончарных дел мастер. Русское гончарное искусство и народная игрушка второй половины XX – начала XXI веков», которая пройдёт в рамках Всероссийского фестиваля «Гончары России».

В границах ремесленных центров гончарство и глиняная игрушка неотделимы друг от друга. Изготовление игрушки и посуды, их роспись чаще всего распределялись между членами одной семьи, игрушкой заполнялось свободное место в горне между гончарными изделиями. Скульптурки привлекали на ярмарках внимание к гончарному товару своими большими размерами либо пестрой раскраской, простые наигрыши на свистульке создавали неповторимую атмосферу праздника.

История и развитие народного гончарства и декоративной скульптуры неоднозначны, абашевскому, добровскому, карачунскому, кожлянскому, петровскому, романовскому, старооскольскому, федоровскому, филимоновскому и хлудневскому ремесленным центрам приходилось переживать и периоды интереса со стороны исследователей, коллекционеров и журналистов, и периоды спада, забвения и даже угасания промысла.

В 1950-1980 годах в нашей стране началось время активного движения по реставрации традиционного народного искусства. Люди, неравнодушные к культурному наследию крестьянского искусства, выезжали в деревни в поисках высоких образцов народного декоративного творчества. Дело в том, что к середине XX века, в силу разных причин (социальных, экономических или политических) производство гончарной посуды и глиняной игрушки к во многих центрах прервалось.

Редкие потомственные мастера продолжали семейное дело. Только благодаря невероятному энтузиазму искусствоведов, коллекционеров и неравнодушных журналистов удалось убедить вернуться к работе последних носителей традиции, мастеров, с детства усвоивших навыки ремесла, руки которых помнили тепло глины, характерные приемы лепки и росписи игрушек и посудных форм, традиционные образы регионального искусства. Игрушку и гончарные изделия снова можно было увидеть, но уже не на ярмарках, а на выставках и в художественных салонах.

Наступивший кризис 1990-х годов, казалось, унес с последними крестьянскими мастерами и все, что осталось от промыслов. Но желанием сохранить и возродить уходящее ремесло загорелись жители города, профессиональные и непрофессиональные художники. Они приезжали к последним мастерам и обучались у них, читали книги, изучали архивные съемки, анализировали частные и музейные коллекции, буквально копали землю в поисках черепков, посуды и игрушки. Также они активно привлекали интернет- ресурсы, выкладывая в общий доступ свои материалы, что привело к широкому общению, обмену опытом.

Сегодня они участвуют в выставках, конкурсах, ярмарках, устраивают мастер-классы и мастер-шоу, пишут статьи, снимают видео. Ими движет желание изучить традиционное искусство, сохранить и рассказать о нем. Сделанная ими игрушка предназначена для широкого потребителя, представленная на ярмарках и туристических местах, она начинает приобретать мемориальную функции локального сувенира.

Многие мастера-энтузиасты, пришедшие в промысел будучи взрослыми людьми, перешли работать в сферу дополнительного образования, они вписали художественные ремесла в программы коррекционной педагогики. Впервые создание игрушки приобрело дополнительные педагогические функции, выделилось положительное влияние лепки из глины на психику ребенка, на связь мелкой моторики и мышления, ее компенсирующие свойства.

Через занятия народной игрушкой детей знакомят с историей родного края, проводят с ними археологические раскопки, этнографические экспедиции. Некоторые ученики становятся впоследствии верными соратниками своих учителей, наравне с ними они изучают традиции, осваивают новые сюжеты и ведут серьезную исследовательскую и практическую работу.

Таким образом, некоторые ремесленные центры продолжают существовать и сегодня, но существенно изменились сами мастера, как и современная эпоха, постиндустриальная, информационная. На примере представленных промыслов представляется возможным наблюдать процесс смены поколений мастеров. Выставка не претендует на полноту охвата всего феномена народной игрушки и гончарства, но призвана познакомить с промыслами широкий круг посетителей и предлагает ответить на вопрос: что представляют собой эти промыслы сегодня и какова динамика их развития?

Выставка «Гончарных дел мастер» охватывает русское гончарное искусство и народную игрушку второй половины ХХ начала ХХI веков. Зрителю представлены около 1000 произведений трех поколений мастеров из десяти ремесленных центров.

 

Выставка «Гончарных дел мастер». Всероссийский музей декоративного искусства.
Предоставлено: Всероссийский музей декоративного искусства.

 

Информация (на 21.12.2021):

Всероссийский музей декоративного искусства.

Адрес: Делегатская улица, дом 3.

Ближайшие станции метро «Новослободская», «Маяковская» и «Цветной бульвар».

Время работы: понедельник, среда, пятница, воскресенье – с 10.00 до 18.00, в четверг с 10.00 до 21.00, в субботу – с 12.00 до 20.00.

Посещение музея возможно при наличии QR-кода и документа, удостоверяющего личность.

Стоимость билетов в музей и на выставки — http://tickets.vmdpni.ru/

 

Смотреть еще

Лекция Зулимы Безировой «История ковроткачества на примере коллекции Всероссийского музея декоративного искусства». Всероссийский музей декоративного искусства.

Лекция Зулимы Безировой «История ковроткачества на примере коллекции Всероссийского музея декоративного искусства».

15.08.2024 в Всероссийском музее декоративного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *