С 18.12.2020 до 14.04.2021 в Шереметевском дворце – Музей Музыки, Санкт-Петербург.
Выставка «Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки» Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства к 150-летию со дня рождения Александра Бенуа фокусируется на его театральном наследии.
На выставке экспонируются эскизы и фотографии, макеты и сценические костюмы из более чем 20 спектаклей в оформлении художника, от первых опытов на Императорской сцене (опера Рихарда Вагнера «Гибель богов») до работ последних лет для миланского театра Ла Скала и труппы Сола Юрока, крупнейшего американского импресарио XX века.
Особенно подробно представлены материалы к балету «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского – наиболее значимому в творчестве Александра Бенуа спектаклю, для которого художник создал и оформление, и либретто.
Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960), пожалуй, самый известный представитель одной из влиятельнейших художественных династий России. Профессиональная деятельность Александра Бенуа, правнука композитора и капельмейстера Катерино Кавоса, внука архитектора Альберта Кавоса, сын архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, отличалась необыкновенной разносторонностью.
За почти 90-летнюю жизнь он оставил заметный след в русском и европейском искусстве как художник, художественный критик, историк искусства, режиссёр, либреттист и музейный деятель.
Выставка «Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки» раскрывает лишь одну ипостась этого деятеля русской и европейской культуры. На выставке представлены эскизы художника к спектаклям Мариинского театра, Ballets Russes Сергея Дягилева, труппы Иды Рубинштейн, Парижской оперы, а также для собственных постановок на сцене Московского художественного театра и петроградского Большого драматического театра – всего более сотни эскизов из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, ГМЗ «Петергоф», Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки.
Специальное внимание на выставке уделено двум спектаклям, которые прославили Александра Бенуа как театрального художника и определили две ведущие темы в его театральном творчестве – европейскую, связанную с образами и сюжетами от Средних веков до Нового времени, и русскую, корнями уходящую в петербургское детство Бенуа с ярмарочными гуляниями, представлениями Императорских театров, невской панорамой и поэзией Пушкина.
Это балеты «Павильон Армиды» на музыку Николая Черепнина и «Петрушка» Игоря Стравинского, поставленные для антрепризы Сергея Дягилева. Большое количество эскизов, подлинные сценические костюмы и фотографии к «Павильону Армиды» и «Петрушке» дают полное представление о сценографии легендарных постановок. Но главное – они наглядно демонстрируют огромное значение, которое эти образы (в особенности – фигура Петрушки) имели для Александра Бенуа на протяжении всей его творческой жизни.
Куратор выставки: Елена Грушвицкая.
Одновременно с выставкой «Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки» в основном здании Шереметевского дворца – Музея музыки проходит международная выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». На ней можно увидеть графический портрет Александра Николаевича Бенуа, созданный Константином Сомовым (1895, Русский музей), а также узнать массу подробностей о совместной работе Бенуа и Сергея Дягилева над журналом «Мир искусства», мирискусническими выставками и первыми «Русскими сезонами» в Париже.
Подробнее о выставке «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» – http://cultobzor.ru/2020/11/v-kruge-dyagilevom-peresechenie-sudeb/
изображения не найдены
Информация (на 13.12.2020):
Шереметевский дворец — Музей музыки – Полярный флигель.
Адрес: город Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 34.
Ближайшая станция метро «Гостиный двор».
Время работы: понедельник, четверг, пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 19:00, в среду с 13:00 до 21:00. Вторник – выходной день.
Стоимость билетов и информация о посещении музея – https://theatremuseum.ru/filial/sheremetevskiy_dvorec_muzey_muzyki